«Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию»

Имя, данное этому святому родителями при Крещении, нам неизвестно. Святитель Лазарь (Баранович) назвал его «овцой стада Христова, научившейся покорности»; в синодике Киево-Выдубицкого монастыря о нем была сделана такая запись: «Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю». А в историю Русской Православной Церкви он вошел под именем святителя Феодосия, архиепископа Черниговского.

Сегодня в свете последних тревожных событий, когда у верующих на Украине отнимают храмы, а Константинопольский Патриарх делает всё, чтобы усилить раздор между православными в мире, образ святителя Феодосия видится особенно актуальным. Ведь именно черниговский игумен Феодосий в 1665 году был послан в Москву с известием о воссоединении Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. Поразительно, что будущий Черниговский архипастырь и чудотворец, будучи в обычной жизни человеком кротким и смиренным, на каждом своем церковном посту всегда твердо защищал православную веру и вверенные ему святые обители. 

Икона, изображающая святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

Известно, что родился святитель Феодосий на территории правобережной Украины на землях, которые располагались на правой стороне Днепра. Да и вся его жизнь и церковное служение, по сути, проходили в городах Киевской митрополии: Киеве, Елецке, Батурине, Чернигове...

Происходил будущий чудотворец из дворянского рода Полоницких-Углицких, отец – священник Никита, мать звали Марией. Родители его были людьми глубоко верующими и сумели сына воспитать в православной вере, благочестии и христианском смирении. А потому не стоит удивляться, что, чуть повзрослев, юноша отправляется укрепляться в вере и знаниях в знаменитую Киево-Братскую коллегию при Киевском Богоявленском монастыре, которая на тот момент являлась главным центром защиты православия от нападок  католических священников, иезуитов и униатов.

Киевский Богоявленский монастырь

Становление юноши происходило под духовным руководством таких великих и просвещенных людей того времени, как архимандрит Иннокентий (Гизель), игумен Лазарь (Баранович), иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Становсский)… Да и товарищами в школе у него были будущие великие пастыри и ученые: Симеон Полоцкий, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский.

По завершении образования будущий святитель принял монашество в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий в честь преподобного Феодосия Печерского. Поначалу его назначили архидиаконом Киево-Софийского собора, но позже Феодосий, который душой стремился к уединению и молитве, испросил позволения оставить Киев и поселиться в Крутицком монастыре – месте, известном строгой иноческой жизнью. Здесь его посвятили в сан иеромонаха. Однако долго предаваться молитве и иноческому подвигу Феодосию не довелось. В 1662 году его назначали игуменом Корсунского монастыря, а два года спустя поставили настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель,  долгое время находившаяся в руках униатов, была в абсолютно разоренном состоянии.

Иеромонах Феодосий с большим воодушевлением взялся за возрождение монастыря; он восстановил его прежнее благолепие, и в обитель вскоре вернулись многие прежние насельники, к которым присоединилось много новых. Настоятель Феодосий много внимания уделял тому, чтобы богослужение в монастыре совершалось со строгим соблюдением устава, своим примером направляя братию к правильному христианскому служению.

Особое значение будущий святитель придавал церковному пению, разумно считая, что оно способствует строгому проведению всех церковных служб. Ему удалось создать в Киево-Выдубицком монастыре настолько замечательный хор, что слава о нем вышла далеко за пределы Малороссии и не раз из Москвы настоятеля просили прислать  певчих, дабы они показали свое искусство в столице.

Киево-Выдубицкий монастырь

Для тех насельников Выдубицкого монастыря, которые стремились к полному молитвенному уединению, настоятель Феодосий, помня свое собственное желание тихой иноческой жизни, организовал на уединенном острове небольшой скит, руководство которым поручил одному из самых ревностных иноков обители иеромонаху Иову (Опалинскому).

Известно, впрочем, что на долю святителя Феодосия выпало и немало тяжких испытаний. Так, в 1668 году ему пришлось испытать на себе клевету и неправедные обвинения от брата во Христе, за которые, к слову сказать, грозила смертная казнь. Причина оговора была проста. На тот момент на Киевскую кафедру был избран митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), но епископ Мефодий не хотел уступать должность местоблюстителя Киевской метрополии, а потому составил в Москву донос, оклеветав в нем практически всех значимых иерархов Украины. Он обвинял их в том, что они выступают против России, поддерживают униатов и западных католиков. В списке оклеветанных одним из первых стояло имя святителя Феодосия. 

В сентябре 1668 года настоятель Киево-Выдубицкого монастыря Феодосий был в спешном порядке вызван в Москву на царский и церковный суд. Впрочем, уже спустя два месяца гнусная клевета и оговор, организованный епископом Мефодием, были разоблачены и святитель Феодосий вместе с другими иерархами был оправдан. О чем он и получил соответствующую грамоту от царя Алексея Михайловича.

Чуть позже новые тяготы свалились на плечи святителя Феодосия. Зашла речь о спорных землях Выдубицкого монастыря. За это он даже временно пострадал – на короткий период  он был отправлен под запрет.

…Новый поворотный момент в жизни и церковном служении святителя Феодосия возник благодаря дружбе с епископом Лазарем (Барановичем).

Архиепископ Черниговский и  Новгород-Северский
Лазарь (Баранович)

Знаменитый украинский церковный, политический и литературный деятель епископ Лазарь (Баранович) выделил будущего святителя, когда тот учился в Киево-Братской коллегии, где архиепископ Лазарь был игуменом, а впоследствии и ректором. Позже, наблюдая за деятельностью настоятеля Феодосия по возрождению Киево-Выдубицкого монастыря, Высокопреосвященнейший Лазарь высоко оценил его усилия. Поэтому, когда епископ Лазарь стал местоблюстителем Киевской метрополии, он первым делом назначил настоятеля своим наместником в Киеве (сам он оставался в Чернигове). Ему он доверял самые важные и ответственные поручения. По просьбе владыки Лазаря святитель Феодосий участвовал в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским, а позже с этим известием был послан в Москву.

Это посольство будущего Черниговского архипастыря стало поворотным моментом в отношениях Киева и Москвы, ибо в результате произошло воссоединение Киевской митрополии, которая до того момента находилась в подчинении Константинопольского Патриархата, с Русской Православной Церковью.

Принимал участие святитель Феодосий и в составлении соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму об отношении Киевской митрополии к Ферраро-Флорентийскому Собору. Речь в этом ответе касалась вопроса о времени преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы в таинстве Евхаристии (имеется в виду расхождение в двух точках зрения – православной и западно-католической – на то, в какой именно момент Святые Дары становятся Телом и Кровью Христовыми. – Ред.). Когда же Патриарх Иоаким не в полной мере был удовлетворен этим ответом, святитель Феодосий в качестве официального представителя архиепископа Лазаря (Барановича) вместе со святителем Димитрием (Туптало), будущим митрополитом Ростовским, отправился в Москву, дабы на месте прояснить возможные недоразумения и снять возникшие у Патриарха Иоакима вопросы. 

В 1688 году святитель Феодосий назначается архимандритом Черниговского Елецкого монастыря. Это назначение состоялось по желанию преосвященного Лазаря (Барановича), который помнил, как Феодосий практически из руин поднял Киево-Выдубицкий монастырь, а потому поручил ему Елецкую обитель, которая после опустошения иезуитами и доминиканцами пришла в состояние полной разрухи.

Елецкий Успенский монастырь в Чернигове

А ведь когда-то Елецкий Успенский монастырь в Чернигове считался первым и самым богатым из монастырей Киевской Руси. Соборный храм, связанный с родоначальником династии Ольговичей черниговским князем Олегом Святославичем, был построен на месте обнаружения в 1060 году на одной из елей знаменитой иконы, получившей имя Елецкой-Черниговской иконы Божией Матери. Известно, что много невзгод выпало на долю этой обители. В 1239 году монастырь был разграблен и разорен в результате монголо-татарского нашествия. Потом благодаря усилиям Черниговского князя Ивана Можайского он был отстроен… И вновь разорен, когда Чернигов  оказался под властью Речи Посполитой. Но, слава Богу, в 1649 году поляков из Чернигова изгнали окончательно и монастырь окончательно стал православным.

Архиепископ Лазарь (Баранович), назначая архимандритом монастыря Феодосия, сделал мудрый выбор, и святая обитель попала в очень хорошие руки. Святитель Феодосий, который пользовался большим уважением в народе, сумел привлечь щедрые пожертвования, и благодаря его усилиям за пару лет благосостояние Елецкого Успенского монастыря значительно возросло и укрепилось.

В 1692 году Высокопреосвященнейший Лазарь (Баранович), чувствуя, что земной путь его подходит к завершению и желая видеть своим преемником на Черниговской кафедре только святителя Феодосия, собрал в Чернигове представительное собрание, в котором приняли участие гетман Иван Мазепа, духовенство Малороссии и представители народа. На этом собрании единогласно на Черниговскую кафедру был избран архимандрит Феодосий.

11 сентября в Москве в присутствии государей Иоанна и Петра Алексеевичей в Успенском соборе Московского Кремля святитель Феодосий был торжественно хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. Владыке даже было дано право совершать богослужения в саккосе (особое верхнее архиерейское богослужебное облачение. – Ред.), что по тем временам являлось прерогативой Патриарха и митрополитов.

Спустя полгода, после смерти Высокопреосвященнейшего Лазаря, Феодосий получил из Москвы царскую грамоту на самостоятельное управление Черниговской епархией. За то недолгое время, что Господь отвел святителю Феодосию на управление вверенной ему епархией, он успел немало потрудиться. Основал Печенецкую обитель и Любецкий скит, освятил храм Рождества Пресвятой Богородицы в Домницком монастыре и Троицкий собор близ Ильинского монастыря.

Архиепископ Феодосий по-прежнему много внимания уделял наставлению духовенства в православной вере и весьма тщательно отбирал кандидатов на священнические места.

Как когда-то Высокопреосвященнейший Лазарь (Баранович) приблизил к себе и сделал своим ближайшим помощником иеромонаха Феодосия, так теперь и сам архиепископ Феодосий выбрал себе в помощники и преемники иеромонаха Иоанна (Максимовича), будущего митрополита Тобольского и всея Сибири.

Иеромонах Иоанн (Максимович),
будущий митрополит Тобольский и всея Сибири

Как отмечали окружавшие святителя люди, даже на закате своих дней Черниговский архиепископ Феодосий оставался человеком добрым и сострадательным, готовым помочь всем, кто обращался к нему за помощью и советом. Как отмечается в житии святителя Феодосия, «он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца».

5 (15) февраля 1896 года святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, отошел ко Господу. Он был погребен в  Черниговском Борисоглебском соборе в специально сделанном для него склепе за правым клиросом.

Чувствуя приближение смерти, святитель Феодосий вызвал к себе иеромонаха Иоанна (Максимовича), возвел его в сан архимандрита и назначил наместником Черниговского Елецкого монастыря.

Известно, что у гроба святителя Феодосия происходили многочисленные чудеса, но до 1835 года их официально не фиксировали и они оставались лишь в благодарной памяти народной. Потом их стали подробно записывать. Во многих источниках, посвященных святителю Феодосию, приводится такой знаменитый случай. Однажды Высокопреосвященнейший Иоанн (Максимович) серьезно заболел. Не в силах подняться с постели он тем не менее усердно молился святителю Феодосию об исцелении, и в тот же вечер тот предстал ему в видении со словами: «Служи завтра, и будешь здоров». К большому удивлению всех окружающих Высокопреосвященнейший Иоанн (Максимович), которого накануне видели лежащим в горячке, вдруг встал рано утром, отслужил Литургию и после совершенно исцелился.

…Не раз жители и духовенство Чернигова просили церковное священноначалие канонизировать любимого Черниговского архиепископа и чудотворца. Но лишь в 1896 году, когда по поручению Святейшего Синода было проверено порядка 50 случаев позднейших чудотворений и установлена нетленность тела чудотворца, лежавшего в склепе Борисоглебского собора, Церковь причислила святителя Феодосия к лику святых.

После октябрьского переворота, несмотря на возмущение народа и протест епископа Пахомия (Кедрова), большевики кощунственно вскрыли раку с мощами святителя и, увидев там нетленные останки, отправили их сначала в Москву, а позже в Ленинград, где их поместили в раку в Николо-Богоявленском соборе.

Мощи святителя Феодосия

В 1946 году мощи святителя Феодосия были возвращены на его родину, и сегодня они находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе города Чернигова. Хотя малая их часть осталась в Санкт-Петербурге, и, если, читатель, ты отправишься в паломническую поездку в Петербург, не забудь посетить Николо-Богоявленский морской собор и преклонить колени перед мощами архиепископа Черниговского и чудотворца всея Руси, верного защитника православной веры святителя Феодосия.

Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить