Рождественский храм – главный собор России

Виктория Михайлова

«От храма к храму: прогулки по православной Москве»

Вот и отсверкали фейерверками новогодние праздники, отшумели народными гуляньями, шумными песнями, громкими тостами. Взошла на небе рождественская звезда, и радостный звон колоколов возвестил православным о наступлении чудесного праздника – Рождества Христова!

Как известно, Рождество празднуют в ночь с 6 на 7 января. Начинается торжество в полночь пышным  богослужением во всех православных храмах, которое наполнят сердца верующих светом и благодарностью. Но еще целую неделю после 7 января вплоть до 19 января, дня Крещения Господня, продолжаются Святые дни, или, как их еще называют в народе, Святки. Уютные вечера дома или в гостях, праздничные концерты или традиционные колядование, вручение подарков близким и любимым; добрые дела и помощь тем, кому трудно, – всё это замечательные рождественские традиции. И ещё непременно прогулки по заснеженным московским улочкам, которые вечерами подмигивают прохожим праздничными окошками домов!

Интересно, что почти все рождественские храмы Москвы освящены в честь Рождества Богородицы. В дореволюционной Москве всего лишь три храма были посвящены Рождеству Христову. Продолжая нашу традицию прогулок «от храма к храму», приглашаю читателей к настоящей легенде, главному собору нашей страны – Храму Христа Спасителя! «Почему к нему?» – спросите вы. Оказывается, у этого замечательного храма есть ещё одно название (о чем известно немногим) – храм Рождества Христова. Получается, что главный храм России – это ещё и символ самого любимого и волшебного православного праздника!

Но начнем наше рождественское путешествие к храму с улицы Пречистенка, которую уже  в XVI веке можно было найти на всех картах Москвы. Изначально она начиналась прямо у Боровицких ворот Кремля, а свое благозвучное название обрела благодаря самому набожному из всех Романовых царю «тишайшему» Алексею Михайловичу. Он, как мы помним из истории, был сыном первого правителя династии Романовых Михаила Федоровича и отцом императора Петра Великого. 

Улица Пречистенка

До этого болотистое левобережье Москвы-реки считалось местом «гиблым» и малопригодным для жизни, и бывшие его названия тому подтверждение: ручей Черторый, Козье болото, речки Сивка и Ленивка – прямо  как в русских народных сказках! Наверное, именно из таких мрачных мест смекалистые Иваны вызволяли своих премудрых и прекрасных возлюбленных.

Очень пугало название Чертолье  местных жителей. Они предпочитали обходить его стороной как можно дальше. Но царю-батюшке деваться было некуда, ибо вела эта дорога в Новодевичий монастырь, в который он частенько наведывался. Тогда-то и пришла ему в голову мысль избавиться от зловещего названия и переименовать улицу в честь Смоленской иконы Пречистой Божией Матери, которая хранилась в Смоленском соборе его любимого монастыря. Так и превратилось мрачное Чертолье в светлую Пречистенку, и забурлила здесь с большим размахом  новая жизнь. 

В конце XVIII – начале XIX веков ее облюбовали московские аристократы. Лучшие зодчие возводили для них шикарные особняки, нанизывая их один за другим, словно драгоценные жемчужины, на «нить» улицы. Дорогие, каменные, доступные лишь богачам! Судьбы многих именитых династий вплетены в историю Пречистенки: Лопухины, Орловы, Долгоруковы, Голицыны, Потемкины… Здесь не было лавок и магазинов, базарного шума и суеты. Ничто не должно было тревожить знатных обитателей.

Фешенебельным и престижным уголком стало бывшее Чертолье, получив прозвище «русский Сен-Жермен»: модные салоны, танцевальные залы, светские гостиные обустраивали в своих особняках именитые хозяева. Да и в знаменитых посетителях не было недостатка у пречистенских особняков! Бывали здесь Николай Карамзин и Александр Пушкин с Натальей Гончаровой, Сергей Есенин с Айседорой Дункан. В гостях у художника Левитана, который жил и творил в этих местах, часто бывал Антон Чехов.

Многие жители строили лично для себя маленькие домовые церквушки. Остатки одной из них сохранились во дворе дома № 32/1. Под этим номером обосновалась на Пречистенке знаменитая усадьба Охотникова, которая не единожды меняла владельцев, перестраивалась и отстраивалась заново после пожаров. В 1868 году ее арендовали под знаменитую частную гимназию, в которой учились поэты Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Андрей Белый, философ Владимир Соловьев, сыновья Льва Толстого и Александра Островского.

Почти каждый дом на Пречистенке хранит древнюю историю, секреты, воспоминания о своих известных владельцах и может быть объектом отдельной экскурсии. 

Так вот нескучно в атмосфере прошлых веков добрались мы до цели нашего маршрута – к улице Волхонка, которая раньше была частью Пречистенки,  что проходила от Боровицких до Пречистенских  ворот, а нынешнее название получила только в конце XVIII века. Здесь предстает перед прохожими грандиозный и торжественный Храм Христа Спасителя!

Храм Христа Спасителя

Каждым поколением москвичей он воспринимался и воспринимается по-своему: храм-легенда; образ, знакомый по картинам и открыткам;  символ постсоветской России… Его история словно символизирует историю Руси, великую, трагичную, противоречивую, героическую, а порой и обескураживающую.  

Храм этот настолько знаменит, что казалось бы сложно рассказать  о нем что-то новое… И всё же мне захотелось «нарисовать» его образ с помощью фактов и цифр, чтобы убедить читателей в его бесспорной уникальности и грандиозности.  

Храм Христа Спасителя (храм Рождества Христова) – самый большой православный храм в мире. Изначально он должен был иметь высоту более двухсот метров, но из-за технических сложностей проектная высота была уменьшена до 105 метров, хотя и такая высота оказалась рекордной.

В отличие от других храмов он был возведен в честь двух значимых событий: изгнания последнего наполеоновского солдата из России и праздника Рождества Христова, с которым победа в Отечественной войне 1812 года совпала день в день! В честь этой победы и в благодарность Господу за нее император Александр I подписал Высочайший манифест о возведении в Москве церкви во славу Христа Спасителя.

Необычен факт, что архитектурные работы император поручил не архитектору, а художнику, шведу по происхождению, принявшему православие, Карлу Магнусу Витбергу. Именно его проект более других понравился Александру I своей масштабностью и некоторым мистицизмом. 

Изначально храм заложили 12 октября 1817 года на Воробьевых горах, однако в ходе строительства выяснилось, что склоны холмов не способны выдержать столь мощное строение, и в 1825 году решением специальной  комиссии строительство было приостановлено. 

Начавшееся при Александре I строительство продолжилось в периоды правления трех его последователей: императоров Николая I, Александра II и Александра III . В итоге оно продолжалось невероятно долго – 44 года. Почти с полной уверенностью можно утверждать, что история с храмом, который возводился на протяжении царствования четырех императоров, случай, действительно, уникальный.

В 1826 году Николай I, сменив на троне Александра I, продолжил возведение храма. Он отстранил Витберга от участия в проекте, обвинив художника в растратах, и с 1831 года руководить проектом стал архитектор Константин Тон. По его инициативе храм «переехал» в уже знакомое нам место на стыке Пречистенки и Волхонки, при этом 22 сентября 1839 года в фундамент «нового» храма заложили камни, перевезенные с Воробьевых гор.

Император Николай I пожелал, чтобы храм был построен в византийском купольном стиле и был вместительным настолько, чтобы 10 000 человек могли одновременно присутствовать в нем на богослужениях.

Пришелся ко времени и канал, соединивший Москву-реку и Волгу. Задумал его еще Петр Великий, а достроили специально, чтобы по воде доставлять материалы для возведения храма. А их количество было колоссальным: 176 тонн меди, 422 килограмма золота, 8 тонн бронзы, 14 колоколов общим весом 65 тонн, мрамор и всё, что необходимо было для строительства. Уже одних только этих цифр достаточно, чтобы представить, сколь грандиозное сооружение было задумано! 

Нет в мире другого такого храма, на строительство которого деньги собирали по всей Руси великой. Кто скидывался рублем, кто – тысячей, а кто последней копеечкой помогал благому делу! Храм получился поистине народным, и на радость всей православной Руси был освящен 26 мая 1883 года.

В Храме Христа Спасителя удалось уникально реализовать необычную для православного храма военно-историческую часть внутреннего убранства: 177 памятных мраморных плит с увековеченными на них сведениями о войне 1812 года и именами героев Отечественной войны – всего свыше двухсот тысяч высеченных в камне букв!

Меня особо впечатлил тот факт, что храм расписывали самые известные русские художники разных жанров: исторического, бытового, портретного, батального – всех, за исключением именно церковного. Необычный подход, не правда ли?  Достаточно лишь назвать их фамилии, чтобы ощутить насколько ярким было это созвездие: Суриков, Маковский, Васнецов, Крамской, Верещагин...

Император Александр II поставил задачу представить в самом грандиозном православном соборе России русскую живопись во всем ее многообразии, создав при этом единую внутреннюю атмосферу. Он верил, что храм «как исторический музей укажет будущим поколениям ту степень совершенства, которого достигло искусство в России».

В XIX веке храм расписывали на протяжении десяти лет. Трижды разбирали установленные леса, чтобы оценить качество работ, гармоничность и сочетаемость сюжетов. Живописные работы начались с оформления свода главного купола. Это было сложнейшей задачей, ведь его диаметр составлял почти 30 метров! Работу выполнили под руководством профессора Академии художеств Алексея Маркова представитель передвижников Иван Крамской и Николай Кошелев, иконописец-самоучка из далекого Арзамаса, который, пожалуй, глубже других художников  понимал, какой должна быть роспись, чтобы «не потерялся в величественности храма молитвенный настрой», чтобы прихожане чувствовали благодать, покой и просветление. В итоге работа в храме принесла ему звание профессора.

Библейские сюжеты на внутренних столбах храма принадлежали кисти Федора Бруни (ректора Академии художеств), а изображение «Тайной вечери», украсившее главный алтарь, выполнил известнейший петербуржец Генрих Семирадский, изначально физиолог по образованию.

Г. Семирадский. «Тайная вечеря»

Знаменитое панно «Вселенские Соборы», которое было написано высоко на хорах в затемненных нишах, принадлежало кисти великого В.И. Сурикова, созданное  в его знаменитой  манере: абсолютно разные люди, объединенные одним историческим событием.  Мастер невероятно точно улавливал и колоритно прописывал реакцию на это событие людей всех типажей, возрастов и сословий. Именно здесь, работая  над росписью храма, Суриков пришел  к идее создания своих будущих знаменитых полотен «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». Таким образом, возникло удивительное явление: все живописцы, оставаясь верными своей индивидуальности, сумели  гармонично дополнить  друг друга. 

В.И. Суриков. Эскиз к «Вселенскому Собору»

«Великий труженик и мастер» В.П. Верещагин (обратите внимание, не Василий Васильевич, известный баталист, автор «Апофеоза войны», а его однофамилец Василий Петрович), профессор исторической и портретной живописи, выпускник Петербургской Академии художеств, умело «оживлял» сюжеты, невероятно гармонично дополняя этим классическую иконную живопись. Работы Василия Петровича при сносе храма чудесным образом уцелели. Возможно, его спутали с известным однофамильцем, который пользовался авторитетом у советских властей… По счастью, их свернули в рулоны и отправили в Казанский собор Ленинграда, в подвале которого находился Музей истории и атеизма. Там они пережили блокаду и позже из-за неудовлетворительных условий хранения стали постепенно ветшать и осыпаться. Только в конце XX века искусствоведы вспомнили о них, а реставраторы, к счастью, сумели их спасти.

В.П. Верещагин. «Се человек»

Очень не хочется омрачать рождественский  рассказ воспоминанием о  1931 годе, когда советская власть приняла решение взорвать грандиозный храм. Правда, меня потряс тот факт, что два советских инженера, которым поручили взорвать храм, отказались это делать, ясно осознавая, чем это для них закончится.

…К сожалению, разрушение храма привело к тому, что большинство гениальных произведений искусства, созданных величайшими русскими художниками, было безвозвратно утрачено. Отреставрированные работы В.П. Верещагина – то немногое подлинное, что сохранилось после варварского уничтожения храма большевиками. Правда, сегодня они украшают алтарную часть современного храма, располагаясь по обеим сторонам главного престола, а потому любоваться ими могут немногие. Некоторые эскизы к работам по росписи храма можно увидеть в Третьяковской галерее, в Русском музее Санкт-Петербурга и музее Храма Христа Спасителя. 

Всего 48 лет простоял храм. Очень мало. Лишь на 4 года дольше, чем строился. Но за этот недолгий срок он стал свидетелем самых значимых в истории страны и православия торжеств: празднования 500-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского; 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года; 300-летия Дома Романовых… Здесь 15 августа 1917 года после 200-летнего перерыва Русь снова обрела Святейшего Патриарха Тихона, ныне причисленного к лику святых.

Весь XX век, очень непростой для русского православия, храм продолжал жить на полотнах художников, на старых фотографиях и в сердцах тех, кто его помнил, но идея воссоздания легендарного храма Христа Спасителя не покидала  верующих уже с конца 80-х годов. Был создан специальный фонд для сбора необходимой денежной суммы, и в 1994 году начались активные работы по восстановлению легендарного храма. А 19 августа 2000 года Храм Христа Спасителя был вновь освящен, став символом торжества веры и святости!

Его золотые купола видны из разных точек Москвы, но, несмотря на монументальность и расположение совсем рядом с Кремлем, храм Рождества Христова очень деликатно уступает первенство Кремлевским соборам. И этим только подчеркивается его грандиозность и уникальность! К счастью, пророческими оказались слова из манифеста императора Александра I: «Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражанием к делам их предков!»


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить