Наместник Данилова монастыря принял участие в международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»

Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, архимандрит Алексий (Поликарпов) принял участие в международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи» начала свою работу в монастыре Киккской иконы Божией Матери на Кипре. Форум проходил 1-2 ноября 2018 года в столице республики Кипр, городе Никосия.

Организаторами конференции стали Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, монастырь Киккской иконы Божией Матери, Министерство культуры Российской Федерации и Фонд святителя Василия Великого.

Делегацию Русской Православной Церкви возглавил митрополит Снетогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры.

В международном аэропорту Республики Кипр «Ларнака» игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви встретил митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия.

В первый день пребывания в Ларнаке монашествующие посетили храм святого праведного Лазаря и монастырь святой равноапостольной Феклы.

В церкви в честь праведного Лазаря Четверодневного почетную делегацию встретил протопресвитер Макарий, который 58 лет несет послушание настоятеля этого храма.

Приложившись к мощам праведного Лазаря, гости спустились в крипту храма, где находится гробница святого.

Затем участники конференции посетили монастырь святой равноапостольной Феклы, где их встретила настоятельница обители игумения Константида. Матушка игумения заметила, что впервые в своем монастыре они принимают такую большую делегацию монашествующих и она очень рада этому событию. Поклонившись святыням монастыря, гости выехали в гостиницу г. Никосии на отдых и подготовку к грядущей конференции.

1 ноября делегацию Русской Православной Церкви принял в архиепископии Кипрской Православной Церкви Блаженнейший архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II.

Затем на подворье Киккского монастыря состоялось открытие конференции.

С приветственным словом к присутствующим обратился митрополит Святогорский Арсений. Его Высокопреосвященство передал участникам конференции благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и благословение Блаженнейшего митрополита Онуфрия, предстоятеля Украинской Православной Церкви, «которая находилась и будет находиться в составе Московского Патриархата, – сказал митрополит Арсений. – Мы разделены государственными границами, мы говорим на разных языках, но у всех нас, здесь собравшихся, есть общее отечество – это Царствие Небесное и объединяющая сила Святого Духа Утешителя, Который, как сказал Господь, наставит вас на всякую истину (Ин. 16:13). Ради этой истины, ради открытия глубин, хранимых Церковью… ради общения в Духе Святом мы собрались сегодня здесь. Как сказал Господь: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на Небесех (Мф. 5:16)».

Приветственное слово председателя Фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеева зачитала Екатерина Мавромати. Константин Валерьевич пожелал участникам форума успешной и плодотворной работы и напомнил, что в первую очередь монахи стоят на страже чистоты веры и оберегают ее от всевозможных ересей. И что всякий раз, при угрозе уклонения в ересь или унию, монашество было той силой, которая решительно сопротивлялась и сохраняла верность Православию. Фонд святителя Василия Великого давно и плодотворно сотрудничает с Православной Церковью, реализуя проекты, связанные с монастырями и монашеством. Так в 2016 году Фонд выступил одним из устроителей торжеств по случаю 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. В рамках празднования этого юбилея Фондом было организовано принесение в пределы Русской Православной Церкви честной главы преподобного Силуана Афонского.

Игумен монастыря Киккской иконы Божией Матери митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор, обращаясь к участникам конференции, в частности сказал, что с радостью и удовлетворением приветствует идею организации конференции, имеющей предметом изучения институт монашества в том виде, в котором он существует в братских Православных Церквах – Кипрской и Русской; это дает возможность еще раз засвидетельствовать давние глубокие духовные отношения между нашими Церквами. Эти связи, – подчеркнул Высокопреосвященнейший Никифор, – имеют большое историческое значение для Киккской обители, так как она была и остается одним из главных центров паломничества для христиан Русской Церкви. Также митрополит Никифор приветствовал своего брата и сослужителя, митрополита Тамасосского и Оринийского Исаию, который вместе с игуменами и игумениями монастырей Русской Православной Церкви являлся инициатором проведения монашеской конференции на Кипре.

Координатором форума выступил почетный профессор университета имени Аристотеля в Салониках доктор богословия Христос Иконому.

Работа круглого стола, тема которого была обозначена как «Слово от опыта. Основные трудности и пути их преодоления в современных монастырях», началась с доклада митрополита Лимасольского Афанасия. Митрополит Афанасий в своем выступлении «Основные этапы духовного пути монашествующего. Главные трудности и препятствия. Роль игумена как духовного руководителя» рассмотрел глубинный смысл понятия «монах». «Многие определения хороши, но как описать то, что не имеет границ? По моему скромному мнению, лучше всего выражает суть монашества изречение: истинный монах тот, кто ничего не имеет в этой жизни, кроме Христа... Христос – это смысл и цель, центр и содержание монашеской жизни», – сказал Высокопреосвященнейший Афанасий.

Монашество дает не что иное, как способы, которыми человек достигает исцеления, восстановления образа Божия в себе после грехопадения. Монах, руководствуясь свободным волеизъявлением, следует по пути спасения, чтобы найти себя истинного. Он выбирает одиночество, жизнь в изоляции от мира, чтобы иметь возможность общаться с Богом. Но это очень сложный путь. Сначала всё дается легко, но приходит час, когда человеколюбивый Господь позволяет ему почувствовать жизнь вне благодати, той призывающей благодати, действие которой монах ощущал вначале. И тогда инок вступает на путь мученичества, которым шел Спаситель, переживая сложный опыт видимого отсутствия помощи Божией. Сам Господь дает человеку возможность почувствовать горький вкус богооставленности, чтобы он стал полностью свободным от всего мирского и принял в себя Сладчайшего Иисуса Христа. По мнению митрополита Афанасия, каждый человек хотя бы раз в жизни должен спуститься во ад своего собственного существования, чтобы пережить опыт Ионы, пребывавшего в чреве кита. В этом последнем часе разрушения вселенной единственное, что остается нам, – это возопить ко Господу, Который невидим, но непрестанно присутствует с человеком. Трагедия души заключается в том, что она ищет постоянного доказательства присутствия Бога. Но нужно надеяться на Господа. И если результатом отчаяния и отказа от себя и от всех и вся становится надежда, тогда и Господь отвечает, что Он будет любить этого человека и проявится в нем. Это и является подлинным исполнением тайного смысла жизни монаха. И где бы он ни совершал свой подвиг, ему нужно отдать свое сердце и все свое существо Христу. О роли игумена монастыря митрополит Афанасий предложил сказать следующему докладчику, хорепископу Лидрскому Епифанию, игумену монастыря Пресвятой Богородицы Махерa.

В начале своего выступления на тему «Взаимоотношения монаха с игуменом и братией в современном монастыре – актуальные вопросы» владыка Епифаний поблагодарил организаторов за приглашение принять участие в конференции и братском общении монашествующих Кипра и Русской Православной Церкви. Затем докладчик остановился на важнейших аспектах общения монаха со своим старцем. «Да будут все едины, как и Мы с Тобой, едины, Отче» (см. Ин. 17:21–22), – говорит нам Господь. Но даже апостолы Христовы до сошествия на них Духа Святого подвергали сомнению действия своего Учителя, обсуждали Его настроение, задавали бессмысленные вопросы и даже оставили Его наедине с врагами. Господь, тем не менее, собрал разрозненные души во единое стадо ради высшей цели – спасения – чтобы сделать их свидетелями Своего Воскресения, благословить даром говорения на многих языках... Все это происходит и сегодня в рамках любого монастырского братства. Все события, которые происходили в жизни Христа, происходят и в жизни игумена монастыря. Взаимоотношения монаха со старцем и братией зависят от монаха, определяются его помыслом и волей. И то, что отношения монаха с братией и старцем являются необходимым условием для его преуспевания, мы видим через само таинство пострига, во время которого монах обещает оказывать игумену и братии послушание до смерти.

Далее владыка Епифаний поделился личным опытом общения со своим старцем, митрополитом Афанасием Лимасольским, чьи слова и поучения нашли подтверждение и стали очевидны во всей полноте тогда, когда хорепископу Епифанию самому пришлось стать игуменом и принять епископский сан. «В лице старца монах может увидеть Христа», – уверен владыка. Но игумен работает над спасением монаха настолько, насколько монах это позволяет. Если он дает полную свободу своему старцу, то, как хороший хирург, старец может вырезать злокачественную опухоль и воскресить благодатью Христа то, что умерло в монахе. Но есть монахи, на врачевание которых игумен тратит долгие годы, и, обращаясь к их душам, не находит отклика.

Докладчик также обратил внимание на факторы, которые сегодня особенно отягощают отношения игумена с братией: отсутствие образования, абсолютизация личного эго, культивирование мирского духа, отсутствие аскезы, а также отсутствие человеколюбия и сострадания к ближнему. Но и в наши дни совершаются чудеса воскрешения человеческих душ, свидетельствовал хорепископ Епифаний. Выступавший также поделился своими наблюдениями, как становились хорошими монахами и достигали высот в духовной жизни те, в ком сомневался игумен. И наоборот, как разочаровывали его те, кто производил благоприятное впечатление в начале пути. «Человек – загадочное существо. Он совершает свое спасение, руководствуясь свободной волей и собственным желанием. Сам выбирает для себя окружение, строит отношения с ближними и поднимается по лестнице добродетелей, достигая того места, где чувствует отдохновение в доме Господнем, чтобы удостоиться радости находиться там, как и на земле, вместе с игуменом и братией».

В завершение первого дня конференции выступил архимандрит митрополии Морфу Иоаким (Фотиос) с докладом «Раннее монашество – аскетизм на Кипре».

«Двухтысячелетняя история кипрского монашества остается в основном неисследованной, – отметил архимандрит Иоаким, – и далеко не всем известно, что монашество на Кипре принесло блистательные плоды, и здесь просияло множество преподобных подвижников.

Докладчик сообщил о существующих древних агиологических источниках, таких, как Житие святого Мнасона, епископа Тамасосса, «Странствия и мученичество святого апостола Варнавы», «Житие и деяния преподобного отца Ираклидия». Они убедительно свидетельствуют о том, что монашество на святом острове развивалось одновременно с распространением христианской веры, благодаря миссионерской деятельности учеников святых апостолов в I веке, неразрывно связанной с аскетической жизнью и служением Богу в пещерах. В IV веке здесь наряду с отшельничеством, примером которого был преподобный Иларион Великий, ученик Антония Великого и основатель монашеского жительства в Палестине, развивается и общежитие, насажденное «отцом Кипрской автокефалии» преподобным Епифанием Великим.

Кипр всегда рассматривался как прибежище для монахов, – сказал архимандрит Иоаким. В дальнейшем на острове процветали все формы монашества, включая затворничество и столпничество. Существует предание о том, что в VII веке на Кипр прибыли 300 палестинских отцов, которые подвижнически окончили на острове свои дни и доныне сугубо почитаются местными верующими. Современные исследования, несколько корректируя это предание, в то же время подтверждают такие массовые передвижения монашествующих на Кипр.

Далее докладчик сообщил, что в многочисленном лике преподобных, живших на острове в ранний византийский период, кроме духоносных мужей выделяются и богоносные жены и кратко познакомил аудиторию с некоторыми подробностями жития подвижниц.

«Кипрское монашество – это не только славная страница местной истории, но и источник духовного сияния Кипра, способного в этом отношении обогатить все Православие», – сказал в заключение архимандрит Иоаким. Он пожелал современным монахам и монахиням России и Кипра «сверять свою жизнь и мудрование с христоподражательными, сияющими во Святом Духе житиями святых отцов и матерей», чтобы с помощью Божией преодолеть любые трудности, возникающие на иноческом пути.

После выступлений докладчики ответили на вопросы, касающиеся внутренней жизни и внешней деятельности монастырей.

Вечером делегацию Русской Православной Церкви торжественно встретили в монастыре Махера игумен обители, хорепископ Епифаний с братией. Участники монашеской конференции помолились у чудотворного образа Пресвятой Богородицы, Покровительницы монастыря.

Затем делегация посетила Тамасосскую и Оринийскую митрополию, где в храме святого апостола Андрея Первозванного и всех святых в Земле Русской просиявших митрополит Исаия приветствовал участников конференции. На встрече в Тамасосской и Оринийской митрополии присутствовал чрезвычайный и полномочный посол РФ на Кипре С.В. Осадчий. Члены делегации побывали в тематическом парке и византийском музее митрополии.

2 ноября 2018 года участники конференции продолжили свою работу в конференц-зале гостиницы «Semeli» в городе Никосия.

В рамках секции «Светильники духа. Современные подвижники благочестия – хранители духа древних монашеских традиций» выступавшие рассказали о старцах и старицах, живших в период новейшей истории Церкви, тех, благодаря кому в сложный для православных христиан Кипрской и Русской Церквей период не прервалась монашеская традиция, кто стал примером для современных иноков.

Координатором собрания в этот день выступила игумения Иулиания (Каледа). В приветственном слове матушка Иулиания сказала, что это первый опыт проведения международного монашеского форума за пределами территории Русской Православной Церкви и поблагодарила организаторов конференции, особенно митрополита Тамасосского и Оринийского Исаию за предоставленную возможность   поделиться друг с другом опытом монашеского делания. Затем игумения Иулиания попросила митрополита Исаию сделать первый доклад.

В своем выступлении на тему «Игумен монастыря апостола Варнавы, архимандрит Гавриил Сиокурос (1923–2013): святое лицо кипрского монашества» Высокопреосвященнейший Исаия рассказал о том, что старец Гавриил был для него образцом того, как должен жить монах. По мнению митрополита Исаии, он стал настоящим возобновителем подвигов древних преподобных отцов, сочетавших в себе аскезу, миссионерство и дела милосердия. В последние дни своей жизни он был духовником в Киккском монастыре, где начинал свой иноческий путь глава Тамасосской митрополии, а еще раньше, до того, как владыка принял монашеский постриг, руководил духовной жизнью его семьи. По словам владыки Исаии, старцу очень не нравилось, когда его рассматривали как замену Христу. «В центре, – говорил он, не духовник, но Христос, который благословляет духовника, чтобы он говорил правильные слова, которые направляют верующего в Его объятия». Хороший духовник – не тот, у кого много духовных чад, но тот, кому удается пусть и немногих отправить в рай, знакомя их с Иисусом Христом. Когда же митрополит Исаия стал епископом, главным посланием старца были слова о необходимости иметь снисхождение к другим и строгость к себе. Будучи исключительным примером духовного отцовства, он знал, что целью духовничества является помощь человеческой душе в обретении Бога. По словам Высокопреосвященнейшего Исаии, старец Гавриил не вмешивался в жизнь своих духовных чад, чтобы не лишать их свободы, но, обладая рассуждением, через этот дар приобретал души. Также в своем выступлении владыка Исаия привел примеры из подвижнической жизни старца о благополучном исходе опасных ситуаций, который имел место исключительно благодаря мудрости, кротости и молитве духовного отца митрополита. В заключение владыка напомнил, что в духовнике нуждаемся все мы. Но от нас требуется умение слышать его, чтобы научиться различать, какова воля Божия в каждом конкретном случае.

 

Епископ Туапсинский Дионисий, викарий Екатеринодарской митрополии продолжил тему современного подвижничества рассказом о старце Авеле, сначала монахе Святой Горы Афон, а затем наместнике Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. В докладе «Старец, игумен и отец – духовно-нравственный облик и жизненный подвиг архимандрита Авеля (Македонова)» Преосвященнейший Дионисий описал детские и юношеские годы жизни отца Авеля, которые пришлись на эпоху хрущевских гонений, рассказал о духовном подвиге старца в период его пребывания на Святой Горе, поделился личными переживаниями от общения с человеком святой жизни. Глубина любви отца Авеля к людям, его умение полностью посвящать себя нуждам ближних, трогательная отеческая забота о братии монастыря, по словам владыки Дионисия, заменили попечение родителей многим инокам, приходившим в монастыри из неполных семей, и научили заново почитать отца и мать. Особенно запомнился слушателям рассказ владыки о праведной кончине старца, которую отец Авель подготовил заранее настолько, что она не доставила братии никаких хлопот. Его уход в жизнь вечную, по словам владыки, не рождал в душах тяжелого чувства оставленности, а наоборот, вселял радостную надежду на воскресение мертвых. «Все, что батюшка говорил и делал, его живой пример навсегда сохранились в сердцах его постриженников и послушников. Наши отцы и матери прежних лет действительно совершали христоподражательную жизнь, и нам остается следовать их примеру и с помощью Божией преодолевать трудности, которые возникают на нашем монашеском пути», – подытожил епископ Дионисий.

Доклад представителя Кипрской Православной Церкви архимандрита Дионисия (Коптидиса) носил название «Настоятельница священной обители священномученика Ираклидия игумения Харифея как пример современной духовной жизни среди женского монашества на Кипре». Отец Дионисий подробно познакомил аудиторию с житием выдающейся подвижницы, приснопамятной старицы Харифеи, практически нашей современницы, которая в течение тридцати четырех лет несла нелегкий крест игуменства в обители, восстановленной ею из руин. Матушка настоятельница молитвой, собственными трудами и мудрым руководством не просто отстроила и благоукрасила монастырь святого Ираклидия, главное – она создала обитель как духовный организм. По словам архимандрита Дионисия, она «в самом начале своего монашеского пути осознавала ответственность за сохранение монашеских традиций и за духовное окормление сестер». Сохранились и изданы дневниковые записи, письма старицы и ее духовные литературные труды, которые раскрывают этапы ее личностного становления и познания сути монашеской жизни.   Она часто говорила, что монашеское жительство есть дар, данный Самим Богом, а не дело человеков. «Чтобы сложился и начал развиваться духовный организм, наставник должен плакать вместе с плачущими и радоваться с радующимися. Он должен снисходить на уровень любого из братии и иметь силу удержать его от падения и возвратить его к своей цели и обетам, данным перед Распятым Иисусом. Для этого требуется вместить в себя огромную любовь, большое терпение и мастерство...» – писала матушка Харифея. Безграничное самопожертвование ради ближнего, истинная любовь и неколебимая вера в Творца не оставляли ее до последнего вздоха. «Ее молитвы да помогут и нам сподобиться Божией милости», – заключил свое выступление отец Дионисий.

Митрополит Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры, представил на конференции доклад «Современные монастыри Русской Церкви – опыт возрождения», в начале которого подчеркнул, что в течение 70-летнего периода гонений на Церковь в Советском союзе власть с особой жестокостью искореняла монашество, являвшее непоколебимый пример верности святому каноническому Православию. Владыка Арсений осветил деятельность тайных монашеских общин, окормлявшихся старцами-духовниками и объединявших насельников разогнанных обителей, тайно постриженных монашествующих и немалое число мирян, которые также воспитывались в этих общинах в строгом молитвенном духе, воспринимая лучшие дореволюционные церковные традиции. Эта во многом скрытая жизнь подвижников благочестия, а также духовный пример мучеников и исповедников веры оказали огромное влияние на подъем и возрождение Русской Церкви в 1990-е и последующие годы, явились закваской для современных поколений монашествующих.

Далее митрополит Арсений поделился со слушателями примером своего опыта общения со старцем схиархимандритом Серафимом (Мирчуком) в пору возрождения Святогорской лавры. Для братии лавры – молодых монахов – этот практический опыт был даром от Бога. Пример, приведенный владыкой Арсением подтверждает, в том числе, что нельзя говорить о безоговорочной утрате в ХХ веке преемственности монашеской традиции и традиции старческого духовного окормления. Так, отец Серафим явился живым связующим звеном между братией, готовой учиться жить по совету и в послушании, и – великими, ныне прославленными в лике преподобных, старцами Глинской пустыни, а также иными подвижниками, воплощавшими святоотеческий дух и наделенными благодатными дарами рассуждения и прозорливости. Благодаря молитвам и духовным наставлениям старцев буквально из небытия была восстановлена Святогорская обитель, и это «всего лишь один эпизод возрождения монастырей и монашества в нашем Отечестве, которое совершается не мудростию человеческой… но Всеблагим и Премудрым Промыслом Божиим», – сказал в завершение своего доклада Высокопреосвященнейший Арсений.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в своем выступлении продолжил тему доклада владыки Арсения, уделив особое внимание монашеской традиции иметь духовника (старца). «“Спасение во многом совете”, – говорили святые отцы… Преподобный Исаак Сирин предупреждает всех монашествующих: кто сам себе советчик, тот сам себе враг», – напомнил отец Мелхиседек. Жизнь по совету и благословению – аксиома монашеской жизни. Тем же, кто не следует совету духовника, преподобный старец Амвросий Оптинский говорил: «Своя воля и учит, и мучит. Сначала помучит, потом чему-нибудь научит». Те же, кто следуют принципам монашеской жизни – послушания, всецелого исполнения монашеской заповеди, пусть услышат откровение оптинского старца Варсонофия: монашество – это блаженство, потому что оно дает ключ к внутренней жизни, а Царствие Божие внутрь нас есть (см. Лк. 17:21). Настоятель оптинского подворья в Москве также поделился с монашествующими своими воспоминаниями о старцах: архимандрите Кирилле (Павлове), архимандрите Иоанне (Крестьянкине) и почившем в 2018 году архимандрите Венедикте (Пенькове). Специально для участников конференции, говорящих на греческом языке, пресс-секретарь СОММ подготовил перевод наиболее известных наставлений архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о монашестве.

Вслед за этим аудитории был представлен доклад «Женское монашество на Кипре» доктора Костиса Кокинофтаса (Исследовательский центр монастыря Киккской иконы Божией Матери). Докладчик рассказал о первом из имеющихся свидетельств об устроении на Кипре женского монастыря: основателем этой обители стал святитель Трифиллий, епископ Лидры, ученик святителя Спиридона Тримифунтского. После того как святой был избран епископом, он возвел на средства своей матери Домники женский монастырь в Некоссии, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Домника. По желанию святого, в этом монастыре должны были находить приют монахини, которые путешествовали из Константинополя в Иерусалим для поклонения святым местам. Согласно историческим источникам, институт женского монашества продолжал существовать на Кипре вплоть до конца византийского периода в истории острова.

После завоевания острова турками в 1571 году женские монастыри прекратили свое существование, поскольку невозможно было оградить монахинь от насилия, тем не менее, само женское монашество продолжалось: монахини жили в своих родовых домах, прислуживали в храмах, тайно соблюдая иноческие обеты. Первая женская община на острове в новое время появилась в 1894 году, когда на Кипр из женского монастыря святого Константина на острове Хиос вернулась монахиня Феофано?. Свой дом она превратила в место собрания молодых женщин, которые хотели жить монашеской жизнью. До конца 40-х годов ХХ века уроженкам Кипра приходилось буквально бороться за свое право на монашество, так как в то время священноначалие в целом относилось к этому отрицательно. Большую поддержку оказал возрождающемуся женскому монашеству Макарий III (Мускос) (1913–1977), архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. По его благословению в 1962 году трудами игумении Харифеи и нескольких сестер стал восстанавливаться монастырь святого Ираклия в Политико. За ним последовало создание новых женских обителей, большинство из которых возникали на месте заброшенных мужских. Сейчас на острове действуют 19 женских монастырей, в большинстве которых общежительный строй очевидно способствует их хорошей организации и процветанию. «Будущее женского монашества на Кипре многообещающе», – этими словами доктор Кокинофтас завершил свое выступление.

Завершился второй день работы монашеской конференции докладом игумена Петра (Еремеева), наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы «Тайные монашеские общины периода гонений на Русскую Православную Церковь и их связь с жизнью современных монашеских общин на примере Высоко-Петровского монастыря». В начале своего выступления игумен Петр напомнил собравшимся слова современного православного богослова Гавриила (Бунге), услышавшего рассказ о тайных монашеских общинах 1920–1950-х годов Высоко-Петровского монастыря в дни посещения обители: «Вы обладаете бесценным сокровищем. Вы не представляете, насколько важно, что существует эта связь». И хотя сегодня можно говорить о связи современного иночества с монашествующими периода гонений, скорее, в смысле личных контактов с дожившими до церковного возрождения постриженниками того времени, но и это безусловно имеет высокую ценность. Петровские общины, возглавляемые епископом Варфоломеем (Ремовым), существовали в самом центре Москвы вплоть до 1935 года под видом приходской общины сначала в стенах родной, но уже бывшей обители, а потом в расположенных неподалеку от нее храмах. Аресты 1935 года не уничтожили окончательно петровцев, но вместо единой монашеской семьи стали существовать отдельные малые семьи. В самой же Москве вплоть до 1979 года продолжалась молитва в Знаменском скиту, организованном преподобномучеником Игнатием для тайных монахинь, чтобы они не были лишены опыта монашеского общежития. Сохранившиеся письма, наставления, проповеди – живое слово настоятеля и старцев Высоко-Петровского монастыря времен гонений, воспоминания монахини Игнатии (Пузик) и даже свидетельства о жизни монастыря, оставленные в документах допросов и других, «внешних» по отношению к жизни монастыря, являются наследством, которое милосердием Божиим досталось современным насельникам. «И нам еще предстоит научиться им пользоваться, освоить это наследие», – заключил отец Петр.

По окончании работы конференции митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, обращаясь к участникам, сказал:

«Я хочу вас заверить в том, что в Кипрской Православной Церкви сохраняется аутентичность православного древнего духа, и я говорю это, не потому что я киприот. Я много путешествовал по всему миру с миссионерской целью и никогда не боялся того, что кто-то может оказать на меня влияние, потому что православие было отпечатано в моей душе. Древние корни наших православных предков вошли в наши гены. Я всегда чувствовал радость, когда мог с помощью наследства, которое получил от Матери Церкви, кому-то помочь. Но когда я приехал учиться в Россию, я начал получать, а не отдавать, потому что православие в России не то что сохранилось, – оно процветало «в катакомбах», в сердцах простых мирян, которых мы встречали в Троице-Сергивой лавре и ее окрестностях (когда я говорил с некоторыми из них, мне становилось стыдно от того, что они больше молятся, чем я), в ее книгах, в ее истории. Когда мы посетили Казахстан, ГУЛАГ и другие мученические места, я получил огромный духовный опыт, который меня укрепил. Я никогда не смогу забыть Россию и ее духовенство, из-за того, что вы мне даровали. То, что мы немного позаботились об участниках конференции – это благодарность за то, что Россия дала миру. Миру нужна святость, нужен опыт новомучеников. К сожалению, мы живем в либеральном времени. Многие люди потеряли смысл жизни. Они лишь говорят о себе, что являются верующими, но самом деле – они атеисты. Они верят потому, что верит бабушка или потому, что кто-то сказал, что это хорошо. Но по сути – они не верят, и это видно из того, какую ненависть они проявляют к Церкви и ее служителям в трудный момент. И это лишь подтверждает тот факт, что мы живем в очень сложное время. Единственное, что нас спасает, это наш труд, который, конечно, есть. Монахи молятся в монастырях. Аскеты есть и сегодня. Благословение кровью новомучеников, молитва старцев пока позволяют нам держаться на ногах и надеяться на будущее. И за это все мы благодарны вам сегодня. Весь Кипр».

Вечером 2 ноября делегация Русской Православной Церкви отправилась в паломническую поездку в Киккский монастырь, где 3 ноября 2018 года была совершена Божественная литургия на церковнославянском языке, которую возглавил митрополит Святогорский Арсений. Литургические песнопения исполнил хор студентов Московской духовной академии и семинарии, сопровождающий делегацию. В этот же день участники конференции посетили церковный музей, расположенный на территории обители, поднялись к «Трону Богородицы» и посетили захоронение архиепископа Макария III – первого президента Кипра.

Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи», проходившая 1-2 ноября в столице Кипра, г. Никосии стала значимым событием не только для монашества Русской Православной и Кипрской Церквей, но и для всего христианского мира. Участники форума получили ответы на многие духовные вопросы современной монастырской жизни, услышали советы духовно опытных людей, воспитанных подвижниками благочестия нашего времени, пережили радость общения в монашеской среде, помолились у древних святынь Кипра. Неоценимый опыт взаимного общения как с представителями кипрского монашества, так и друг с другом позволяет глубже осознать единство во Христе и находить пути решения практических вопросов внутренней жизни монастырей.

Краткая справка

Для участия в конференции прибыли архиереи, игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви, а также сопровождающие их лица в священном сане, монахи-богословы, хор, организаторы и переводчики, представители прессы. Среди прибывших архиереев находились: епископ Бронницкий Парамон, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами Москвы, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством Москвы, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря; епископ Туапсинский Дионисий, викарий Екатеринодарской епархии.

В число участников конференции вошли представители Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви: заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа); пресс-секретарь Отдела, настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Мелхиседек (Артюхин); члены Коллегии Отдела: наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря игумения Екатерина (Чайникова), настоятельница Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря г. Полоцка (Белоруссия) игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Свято-Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга игумения Домника (Коробейникова).

Всего в конференции приняли участие более 150 человек, в том числе: российская делегация в составе 56 человек; митрополит Вострский Тимофей, экзарх Пресвятого Гроба Господня на Кипре (Иерусалимская Православная Церковь); игумены и игумении Кипрской Православной Церкви; игумения Мария, настоятельница православного женского монастыря преподобной Марии Египетской в Уганде; ученые-богословы и благочестивые миряне

Фото: Владимир Ходаков

Источник: monasterium.ru


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить