Избавительница от бед и Ее послушницы

Юлия Кулакова

Когда святой Иоанн Кронштадтский проезжал через Самару, жители посетовали, что-де нет в Самаре «великой святыни». Праведник помолился и сказал во всеуслышание: «Будет у вас святыня».

Ни именитый люд большого купеческого города, ни тем более простой народ не мог представить, что явится эта святыня не в богатых палатах и не в прославленных церквах, а на окраине губернии – в селе Ташла. И явится она за несколько дней до начала страшной революции, которая откроет гонения на верующий люд и попытается уничтожить в России любое упоминание о Господе Христе.

Ничем непримечательно было село Ташла. Разве что жили в нем келейницы: так называли девиц и вдов, которые хотели жить по-монашески, знали дорогу только к месту трудов своих и в храм, а жили на подаяние и от продажи рукоделия. Да еще поговаривали люди иногда, будто слышно в овраге церковное пение. Но в каждом селе есть свои легенды…

21 октября (н.ст.) 1917 года жительница села келейница Екатерина Чугунова встретилась со своей подругой Феодосией Атякшевой –Феней – из соседнего села Мусорки. Феня была одной из девяти детей семьи Атякшевых, известной благочестивой жизнью – к ним даже ходили односельчане за советом. Феодосию выучили пению, и она пела в церковном хоре.

Екатерина рассказала подруге, что ей уже третий раз во сне является Сама Божия Матерь и велит обрести ее икону. А сегодня утром над оврагом она увидела двух ангелов, несущих образ Богородицы, и потеряла сознание.

Феодосия не на шутку испугалась за подругу, но решила пойти с ней к месту, где явилось видение. Когда они подошли уже близко, Катя закричала, что вновь видит ангелов, и снова упала в обморок. В свидетельстве об обретении образа Феодосия так и расскажет: очень перепугалась она за Катю – «место-то пустынное»… Когда Катя очнулась, отправились они к вдове Параскеве Гавриленковой и уговорили ее пойти с ними. По дороге Екатерина еще раз увидела ангелов и вновь потеряла сознание.

В страхе, но и с надеждой женщины побежали в овраг. Они попросили встречного мальчика найти лопату, а сами стали копать землю руками и единственным бывшим у них с собой хозяйственным ножом. Сходился народ. Кто-то смеялся, считая всю историю выдумкой, кто-то попытался помочь копать, но после того, как один мужчина, без благоговения и молитвы взявшийся за лопату, был отброшен неведомой силой на глазах у всех, люди испугались и отошли от келейниц. Наконец Параскева почувствовала под руками некий предмет и извлекла на свет маленькую икону Богородицы. На месте обретения иконы немедленно забил родник. Неизвестно, что бы предположили деревенские скептики, если бы одна женщина, тяжко болевшая уже более 30 лет, дерзновенно не подошла приложиться к только что откопанному, еще в земле образу. Исцеление было зримым для всех. Люди позвали священника из Мусорок (ташлинский батюшка был в отъезде) и торжественно отнесли икону в храм.

Образ Божией Матери, названный «Избавительницей от бед», быстро прославился на всю губернию. К ташлинской церкви и к святому источнику шли толпы народа, к соседним селам часто устраивались крестные ходы с иконой. Так было до двадцатых годов, когда на икону и ее почитателей началась настоящая охота со стороны новой власти. Но угрозы не заставили сельчан выдать местонахождение святого образа. Святой источник завалили навозом (а ведь только что миновали засушливые годы, когда этот источник, единственный, не пересох и поил всё село…), в ташлинской Свято-Троицкой церкви устроили зернохранилище и, видимо, считали, что победили… Но жители пронесли почитание святого образа до лучших времен, и, как только это стало возможным, храм был воссоздан, источник расчищен, образ возвращен на свое место, и вновь отовсюду – теперь уже со всей страны и из-за рубежа – поехали поклониться Богоматери многочисленные паломники.

Сельчане помнили, что именно Паше Гавриленковой «далась в руки» икона и в первый раз, и во второй, когда святой образ однажды чудом исчез из храма и оказался плавающим в источнике. Знали и любили Феню Атякшеву, которая во времена богоборчества переехала в Ташлу: к ней в избу приходили, чтобы молиться, а бедных людей Феня кормила и плела им лапти. Ташлинская церковь, открытая после войны, стала единственным действующим храмом на всю округу, и в доме ее останавливались и ночевали те, кто приходил помолиться издалека. Именно Феодосии Атякшевой мы обязаны подробным описанием обретения святыни уже в новое время.

Образ же главной участницы истории обретения Кати Чугуновой в большинстве материалов об иконе будто остается в тени. Екатерина была кроткой, тихой, очень не любила говорить о себе. А ведь именно Екатерина вместе с другими келейницами прятала святой образ, передавая его с рук на руки надежным людям. В Катином доме хранился и список с иконы, который было решено в крайнем случае отдать властям вместо подлинного образа.

В военное время за Катей «пришли». Ее долго держали в застенках и требовали, чтобы она сказала людям, будто не было никакого явления, будто бы она сама подбросила икону в овраг. Екатерина Никаноровна наотрез отказалась лгать, вытерпела все пытки. В село она вернулась измученной, со сломанным шейным позвонком – до самой смерти она страдала от невыносимых головных болей.

Девица Екатерина жила праведно, шла молва о ее даре прозорливости, и нередко люди приходили в село не только для того, чтобы помолиться на месте явления чудесного образа, но и чтобы получить от Екатерины Никаноровны совет и наставление. Шли люди всех возрастов, от мала до велика, некоторые в благодарность за молитвы бросались целовать ей руки.

В 1963 году Екатерина однажды сказала подруге Фене, что в этот день ей суждено умереть и знаком этого будет белая голубка. «Ты же совершенно здорова!» – не поверила ей сомолитвенница. Однако именно в этот день всё случилось по слову рабы Божией Екатерины – мирно и безболезненно отошла она ко Господу.

Только недавно закончились те времена, когда жизни простых людей, живших рядом – мужчин, женщин, нередко и детей – на наших глазах становились житиями мучеников за веру. Именно об этом, прежде всего, думается, когда наступает очередная годовщина обретения святого образа Божией Матери «Избавительница от бед». Да помолятся о нас отважные сельские женщины, принявшие муки за веру и сохранившие святыню для потомков, да умолят они Царицу Небесную даровать нам готовность идти за Христом в любых обстоятельствах.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить