Первый иконописец Руси

Когда заходит речь о величайших иконописцах Древней Руси, люди обычно называют преподобных Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия или Даниила Черного. Хотя задолго до них первым и самым знаменитым иконописцем на Руси считался монах Киево-Печерского монастыря, преподобный Алипий Печерский, память которого Русская Православная Церковь отмечает 30 августа по новому стилю. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям некоторые моменты из его жития.

Киевский купец осторожно постучал в дверь монашеской кельи. Не услышав разрешения войти, он осторожно приоткрыл ее и вошел в полутемную комнату, освещаемую лишь одной свечой, и тут же остановился на пороге.

Первый русский иконописец Алипий Печерский

– Прости меня, отче Алипий, – обратился купец к монаху, без сил лежавшему на ложе. – Я не знал, что ты так сильно болен…
– Похоже, пришло мое время, – произнес монах. – Господь скоро призовет меня к Себе.

Купец посмотрел по сторонам и увидел большую деревянную доску, подготовленную для иконописи. Доска была пустой.

– О горе мне! – воскликнул купец. – Ты так и не написал икону, которую я заказал тебе. Но завтра же праздник Успения Пресвятой Богородицы. Я так ждал и надеялся, что смогу к этому празднику поставить эту икону в алтаре храма. Там уже и место для нее приготовлено… А ты так лежишь в немощи... Если бы я знал, то поручил бы это дело другому иконописцу.
– Не серчай на меня и не переживай так сильно, – произнес со своего одра монах. – Если Господь захочет, Он управит всё так, как сочтет нужным… И в мгновение ока по слову Его может быть написан лик Пресвятой Его Матери. Положись во всем на волю Всевышнего. А меня сейчас оставь в покое.

Купец горестно покачал головой и вышел из кельи. На другое утро в праздник Успения Пресвятой Богородицы благочестивый купец поднялся с первыми лучами солнца. Он решил первым отправиться в храм, чтобы обратиться ко Господу с молитвой, покаяться в грехах и, в том числе, что так и не успел к этому празднику принести в дар задуманную им икону.

Но, шагнув в полутьму храма, купец замер потрясенный: на условном месте стояла заказанная им икона. Она была прекрасна, и вся словно светилась каким-то внутренним неземным светом. «Господи! – промолвил пораженный купец. – Да как же он смог!? Ведь он даже был не в силах подняться с постели. Да и невозможно за одну ночь написать такую икону».

Тотчас же купец поспешил к игумену Киево-Печерской Лавры, которому поведал всю историю. Вместе они отправились в келью к монаху Алипию и застали его в постели. Ему явно становилось хуже, видно было, что смерть уже опустила на него свое крыло.

– Кто написал эту икону, брат? – спросил игумен.
– Ангел Господень, – ответил монах.
– Объясни, отче, – смиренно попросил благочестивый купец.
– Этой ночью, – с трудом заговорил монах, – как только ты ушел, в моей келье вдруг появился прекрасный юноша. Помню, он был одет в какие-то блестящие и светлые одежды. Ни слова не говоря, он растер краски, взял в руки кисти и стал стремительно писать. Я было подумал, что это ты прислал другого иконописца, но никогда прежде я не видел, чтобы так писали. Он стремительно покрывал мазками деревянную поверхность, и мне в полумраке показалось, что краски даже светятся каким-то чудным светом.

Картина Блаженный Алипий, иконописец Печерский.
Художник - Василий Раев

Когда юноша закончил писать, он повернулся ко мне и спросил: «Все ли на ней так, как надо? Или ты хотел бы что-нибудь исправить?» «Икона совершенна, Твоей рукой водил Сам Господь», – только и смог произнести я в ответ. Юноша благодарно улыбнулся и через мгновение я не увидел ни его, ни иконы… Впрочем, я знаю, он скоро вернется… чтобы помочь мне… отправиться ко Господу.

Так и случилось: через два дня, 17 августа (по старому стилю) 1114 года иеромонах Алипий Печерский мирно отошел к Богу.

К сожалению, мы сегодня мало что знаем о великом иконописце преподобном Алипии Печерском. Одно его жизнеописание составлено святителем Димитрием Ростовским, другое упоминается в «Киево-Печерском патерике», но оба жития основаны на рассказах людей, которые утверждали, что знали преподобного Алипия.

Мы не знаем год, когда родился будущий преподобный Алипий. Не знаем ничего о его родителях. Известно только, что юношей он был отдан на учебу греческим мастерам-иконописцам и сильно преуспел в искусстве иконописи, превзойдя в нем своих учителей. Иноческий постриг Алипий принял при игумене Никоне, который позже рукоположил Алипия и в сан иеромонаха.

Практически вся жизнь преподобного была связана с первым пещерным монастырем на Руси – Киево-Печерской Лаврой. Известно также, что, став печерским монахом, Алипий положил себе за правило – писать иконы бесплатно. Часто, узнав, что в каком-нибудь храме икона пришла в негодность, он отправлялся туда и восстанавливал ее, не беря за это ни копейки. Если же благодарные люди умоляли принять от них в знак признательности хоть малую часть вспомоществования, то Алипий эти средства раздавал бедным и нуждающимся, оставляя себе лишь деньги на краски и кисти. Такое бескорыстие поражало людей в те далекие времена, если об этой особенности говорили все, кто знали преподобного.

«Зачем мне деньги, – говорил Алипий, – если я живу в монастыре, и всё мое время принадлежит Богу?». Действительно, известно, когда он не принимал участие в монастырских службах, он писал иконы, а когда не писал – молился Господу. Впрочем, если иеромонаха Алипия деньги не интересовали, то, как и во все времена, были люди, которые стремились нагреть руки на чужом труде. До нас дошла история о том, как два монаха Киево-Печерской Лавры, люди злые и жадные до денег, решили нажиться на уникальном таланте и удивительной скромности преподобного Алипия.

Как-то один благочестивый человек захотел заказать у Алипия семь икон для своей домовой церкви. По какой-то причине он не решился напрямую обратиться к монаху-иконописцу и надумал действовать через посредников. В итоге вышел на тех алчных монахов. Те согласились передать Алипию его просьбу и семь досок для написания икон. Но через несколько дней они пришли к этому благочестивому человеку и сказали, что Алипий требует за работу определенную сумму денег. Тот согласился и дал деньги. Прошло еще какое-то время, вновь явились эти два алчных монаха и сказали, что дело продвигается, Алипий пишет, но… ему нужны еще деньги. Благочестивый человек не заподозрил никакого подвоха и выдал требуемую сумму. Через какое-то время ситуация повторилась в третий раз: два монаха, видно, не имели предела своей алчности. При этом преподобной Алипий был даже не в курсе просьбы того благочестивого человека.

Но на третий раз у заказчика наконец лопнуло терпение, и он отправился с жалобой к игумену Никону. Выслушав рассказ, возмущенный Никон послал за Алипием, а когда тот пришел, с негодованием обратился к нему: «Как же так брат? Ты взял с этого благочестивого человека тройную сумму за семь икон! И ничего не сделал! Как же ты мог?» Ничего не понимающий и ошеломленный градом сыпавшихся на него обвинений иеромонах Алипий смиренно молчал.

Никон тотчас же повелел принести в качестве доказательств те семь досок, на которых Алипий должен был написать иконы и привезти тех монахов, которые якобы брали для него деньги. Посланцы игумена пришли в иконописную мастерскую и, найдя семь досок, попросту остолбенели: на досках были нарисованы великолепные иконы.

Когда посланцы Никона принесли иконы в келью игумена, то все находившиеся там, увидев иконы, пали перед ними ниц, говоря: «Они написаны Господом».

Когда появились жадные и коварные монахи, правда быстро выплыла наружу. Алчные монахи были выгнаны из Киево-Печерской обители, а слава о семи уникальных иконах, которых преподобному Алипию помогли написать Ангелы Господни, прокатилась от Киева до Суздали, от Ростова до Великого Новгорода.

Икона Божией Матери
(Ярославскя Оранта)
Икона Божией Матери
Свенская (Печерская)

Как ни печально, но почти все иконы, принадлежавшие кисти иеромонаха Алипия, до нас не дошли. Ученые предполагают, что в настоящее время можно условно говорить лишь о некоторых его творениях. В частности, о так называемой «Ярославской Оранте» – иконе с ликом Пресвятой Богородицы, которую князь Владимир Мономах в свое время передал в дар Успенскому собору в Ростове. Впоследствии она была обнаружена в Спасском монастыре Ярославля, а ныне хранится в Третьяковской галерее. Также считается, что кисти Алипия принадлежит знаменитая Свенская (Печерская) икона Божией Матери.

Возможно, читатель, что, прочитав эту небольшую статью и зайдя 30 августа в храм, ты вспомнишь и мысленно помолишься за жившего на Руси и творившего за три века до Андрея Рублева, Даниила Черного и Феофана Грека смиренного и благочестивого монаха Алипия, первого и величайшего русского иконописца.

Петр Селинов


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить