«Я Гавриил, предстоящий пред Богом…»

Его имя с древнееврейского переводится как «Сила Божия», и он считается одним из двух архистратигов Всевышнего (вождем воинства Господня – Ред.). Его почитают и христиане, и иудеи, и мусульмане. Он провозвестник некоторых ключевых событий Ветхого и Нового Заветов.

26 июля (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает Собор Архангела Гавриила. «Прихожанин» решил рассказать читателям об одном из главных и верных посланников Бога.

Икона Архангела Гавриила в храме Петра и Павла в Ясеневе

На идею написать об Архангеле Гаврииле меня натолкнула утренняя литургия, на которой я оказался в необычайно красивом храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе. Стоя в толпе в правом приделе храма, я обратил внимание на большую икону, висящую на стене. Приглядевшись повнимательнее, я прочитал надпись: «Архангел Гавриил». И вспоминал, что приближается день, когда Русская Православная Церковь отмечает торжественную дату – Собор Архангела Гавриила. К слову сказать, «Собор» в своем названии подразумевает всеобщность, массовость события, когда верующие собираются все вместе, чтобы славить Господа и Его верного посланника.

Архангел (переводится как «начальник Ангелов» – Ред.) в небесной иерархии восьмой, предпоследний, чин. В Православной Церкви известно восемь Архангелов, и Гавриил занимает второе по значению после Архангела Михаила место возле Престола Божиего.  Большая часть дошедших до нас сведений об Архангеле Гаврииле содержится в апокрифической литературе, в частности в Книге Еноха. Известно, что «Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами» (1 Енох, 20) и одна из его главных задач – молиться за всех живущих на земле.

Наверное, трудно найти хоть один православный храм, где не было бы образа Архангела Гавриила. Пусть не на такой большой иконе, как в Ясеневском храме Петра и Павла, но лик верного посланника Бога обязательно можно увидеть на дверях иконостаса, боковых апсидах либо на внутренней части купола…

Чаще всего  Архангела Гавриила изображают держащим в одной руке светильник с зажженной внутри свечой, а в другой – круглое зеркало из зеленой яшмы, освящаемое изнутри светом Божественной Истины. Считается, что в этом зеркале видны все хорошие и дурные дела каждого человека на земле. Нередко вместо зажженного фонаря Архангел Гавриил держит в руке золотую чашу, перо и чернильницу или цветок лилии как знак той радостной благой вести, которую он несет.

Архангел Гавриил в одной руке держит зеркало из яшмы, а в другой цветок лилии.
Икона в храме Петра и Павла в Ясеневе

Как я уже упоминал, Архангела Гавриила, помимо христиан, почитают и иудеи, и мусульмане. К примеру, у иудеев Архангел Гавриил (в иудаизме его называют Габриэль) не только защищает евреев от преследователей и молит Бога об освобождении еврейского народа из неволи, но и играет особую роль – ангела смерти. Согласно иудаизму он приходит за душами праведников с идеально ровным ножом и с его помощью забирает их (для контраста: за душами грешников приходит начальник демонов Самаэль с зазубренным ножом).

В христианстве же Архангелу Гавриилу отводится более светлая и радостная миссия. Он посланник Господа, и через него открывается тайное знание Бога. В Ветхом Завете Архангел Гавриил напрямую упоминается дважды, и в обоих случаях речь идет о великом библейском пророке Данииле. В одном случае Бог посылает Архангела Гавриила, чтобы тот объяснил пророку Даниилу некие важные явления, относящиеся к «концу определенного времени»: «…И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: “Гавриил! Объясни ему это видение!” И он подошел к тому месту, где я стоял, и, когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: “Знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени” <…> и сказал: “Вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени”» (Дан. 8–19).

Тогда же Архангел Гавриил помогает пророку Даниилу высчитать, через какой промежуток времени придет Мессия: «…Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: <…> “Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония”» (Дан. 9, 21–24).

В новозаветной истории Архангелу Гавриилу отводится особо ключевая роль: он уж не только является носителем Божественного знания, но и поистине провозвестник, несущий людям благую весть о рождении Спасителя.

Но прежде он предсказывает праведному священнику Захарии рождение у него сына – будущего Иоанна Крестителя: «…Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: "Не бойся, Захария, ибо услышана молитв твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом, не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный"» (Лк. 1, 11–17).

Как мы помним, Захария, даже видя перед собой посланца Господа, усомнился в том, что он и его престарелая жена Елисавета способны зачать и родить сына. И за эти его сомнения Архангел Гавриил поразил его немотой. «…Ангел сказал ему в ответ: "Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время"» (Лк. 1, 19–20). Вот как два великих художника – русский Александр Иванов и француз Джеймс Тиссо – отразили эту знаменательную встречу.

Александр Иванов.
«Ангел поражает Захарию немотой»
Джеймс Тиссо.
«Архангел Гавриил и Захария»

Но главное событие, конечно же, связано с явлением Архангела Гавриила Деве Марии, когда посланник Господа принес ей весть о том, что Она родит Спасителя. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу именем Иосифу из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца"» (Лк. 1, 26–33).

Позже, в момент рождения Спасителя, Архангел Гавриил принес ту же радостную весть и пастухам, тем, которые наравне с мудрыми волхвами первыми пришли приветствовать Сына Божия: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: "Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"» (Лк. 2, 8–14).

Если в православной иконографии Архангела Гавриила, как правило, пишут одного, то на многочисленных полотнах западноевропейских художников отражены упомянутые выше сцены из новозаветной истории. Самое большое количество картин – несколько сотен (!) – посвящено, естественно, Благовещению как одному из ключевых эпизодов во всей христианской истории. Кто только ни живописал встречу Архангела Гавриила с Девой Марией! Одно только перечисление имен художников заняло бы не одну страницу. Назову имена лишь самых великих: Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Джотто, Сандро Боттичели, фра Беато Анжелико, Филиппо Липпи, Джованни Беллини, Эль Греко, Тинторето, Бартоломе Мурильо… Причем некоторые художники по нескольку своих творений посвящали этой библейской теме. Так, Боттичели написал четыре картины «Благовещение», фра Беато Анжелико – пять, а Филиппо Липпи – шесть полотен.

Сандро Боттичели. «Благовещение»
Василий Суриков. «Благовещение»
Бартоломео Мурильо. «Благовещение»
Франсиско де Сурбаран. «Благовещение»

Великие мастера каждый по-своему изображали встречу посланца Господа с Девой Марией. Кто на полотне, кто – в камне, кто – в мозаичной фреске или книжной миниатюре. Но знаменитые художники и скульпторы, воссоздавая свое видение главной евангельской истории двухтысячелетней давности, прекрасно понимали исключительное значение события, изменившего всю историю человечества, когда пред Девой Марией предстал посланник Господа Архангел Гавриил со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!»

Петр Селинов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить