Путеводитель по Данилову. Часть 2

Наталия Шапошникова

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Пророка Божия Даниила. Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов с приделами. Храм Преподобного Даниила Столпника.

«Прихожанин» продолжает цикл статей Наталии Шапошниковой об архитектуре и святынях нашей обители.

В семидесятые годы XVII века вблизи храма Святых Отцов строится ансамбль монастырской трапезной с двумя сопре­дельными храмами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Святого пророка Божия Даниила с шатровой колокольней и тремя каменными пала­тами. Здание трапезной было вытянуто с востока на запад, а храмы имели каждый свою алтарную апсиду и главку луковичной формы. С западной стороны к трапезной примыкали две ризничные палатки, и завершала весь ансамбль шат­ровая колокольня, каких в Москве к тому времени было немало. С северной стороны придела Пророка Даниила примыкала еще одна прямоугольная палатка, составляющая с ним одно целое, в поздних описях она именуется вместе с галереей «погребальной». На южной стороне палатки в XVIII–XIX веках сохранялись две памятные доски. На одной их них находилось сообщение о кончине князя Даниила, на второй – о перенесении его мощей в 1652 году. Одна из досок пропала во время перестройки северного фасада, вторая же сохранилась до наших дней, она вмонтирована в основание столба аркады северной галереи храма Святых Отцов. Анализ ее текста и оформления показал, что это не копия, а подлинное изделие середины – второй половины XVII века, близкое по времени к описанному в тексте событию. Таким образом, «собор всех Соборов» возводился у святых мощей основателя династии царей Московских и вверялся его покровительству.

К началу XVIII века сложился довольно сложный комплекс зданий, со­стоявший из соборного храма Святых Отцов Семи Вселен­ских Соборов с трапезной и приделом Преподобных Даниила и Симеона Столпников, монастырской трапезной с храмами Покрова Пресвятой Богородицы и Пророка Даниила, пристроенными палатами (палатками) и шатровой колокольней. Этот комплекс просуществовал вплоть до 1729 года. К этому времени храм настолько обветшал, что в нем стало опасно служить. Было принято решение о возведении нового.

25 августа 1729 года последовал Указ «О разобрании старой каменной церкви во имя Соборов Святых Отцов и о строении вновь». За год были проведены значительные работы: старый храм XVI века разобрали до основания (ныне можно видеть лишь остатки фундамента к северу от существующего храма). Также разобрали верхи (главы, барабаны, кро­вли) Покровского и Даниловского храмов, своды трапезной и сделали новые пониженные своды. Покровский и Даниловский храмы стали нижним, цокольным этажом, на котором и был возведен новый храм Святых От­цов Семи Вселен­ских Соборов. Он был освящен всего лишь через год после начала работ – 31 августа 1730 года.

Первоначально сопридельные храмы – Покровский и Даниловский – имели каждый свою апсиду, а общий четверик, разделенный внутри капитальной стеной на два почти равных объема, венчали две главки. Каждый из храмов сообщался с трапезной. Надо отметить, что подобное композиционное решение, когда нет подчинения объе­ма придела объему основного храма (описи называют Покровский храм основным, а Даниловский – приделом), нечасто встречаются в московских, да и не только в московских постройках. Существующая ныне планировка Покровского храма относится к XVIII веку, когда была возведена дополнительная капитальная стена с арочным проемом, при этом были заложены два окна и разобрана стена между Покровским и Даниловским храмами. С трех сторон храм был окружен открытой галереей-гульбищем с двумя крыльцами. Храм венчали стройный барабан, главка луковичной формы и крест сложной формы: в верхней части креста два Ангела несут корону – знак царского вклада в монастырь. Храм Святых Отцов был расписан в 1736 году живописцем Григорием Яковлевым «со товарищи».

Ближе к середине века, в 1746 году, был поднят вопрос о разборке стоящей в «праздности» (без использования) старой шатровой колокольни. Она была разобрана, но не полностью – остались два нижних яруса. На них и началось строительство новой церкви Преподобного Даниила Столпника. Судьба этого престола весьма необычна: первоначально он находился в деревянном храме, заложенном еще святым князем Даниилом. С ремонтами, а скорее всего, и с возобновлениями, деревянный храм просуществовал до начала XVIII века. В 1712 году Престол Преподобного Даниила как бы «вернулся» в монастырь, в придел трапезной соборного храма XVI века, но посвящен он был преподобным Даниилу и Симеону Столпникам. После разборки старого храма XVI века Престол был перенесен в 1731 году в новопостроенный храм над Святыми вратами. Новый храм Даниила Столпника был освящен в 1763 году. Композиционное решение было не совсем обычным: небольшой храм с апсидой и трапезной поместился на западной паперти храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Оба храмовых здания органично соседствуют друг с другом и даже кажутся одновременными постройками.

До XVIII века одноэтажный храм был окружен с трех сторон невысокой и узкой крытой папертью, после появления верхнего этажа с престолом Святых Отцов Семи Вселенских Соборов галерею расширили. В 1805–1806 годах начался новый этап перестройки: были разобраны обветшавшие боковые крыльца, которые вели на галереи соборного храма, и взамен с западной стороны сделаны две пристройки, в которых устроены новые лестницы в два марша для подъема в верхний храм. С западной стороны было пристроено кирпичное крыльцо с белокаменными ступенями и на средства статского советника Глеба Алексеевича Владыкина устроены два новых придела: во имя Преподобного и благоверного князя Даниила Московского (северный) и Святых благоверных князей Бориса и Глеба (южный). Для чего вместо открытых промежутков между столбами ограждения сделали оконные проемы и возвели поперечные стены с арочными проемами. В эти годы белокаменные полы в соборном храме были накрыты чугунными плитами с орнаментальным украшением.

В 1819 году на западном фасаде трапезной церкви во имя Преподобного Даниила Столпника была написана большая живописная композиция: Господь Саваоф и святые князья Александр и Даниил. В 1857 году архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин сделал проект расширения оставшейся части северной и южной галерей, включив их в состав Даниловского и Борисоглебского приделов. В 1857–1862 годах были разработаны проекты новых иконостасов для храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов с приделами и Покровской церкви. Новые иконостасы делались, видимо, в связи с утратой прежних во время очередного пожара, от которых храм неоднократно страдал. Известно, что он «исправлялся» в 1812, 1857, 1867, 1884, 1898 годах, возобновлялись как иконостасы, так и настенная живопись.

В конце XIX века подклет Покровского храма был разделен на изолированные помещения и использовался в качестве семейных усыпальниц. Здесь находились усыпальницы семьи Савиных; потомственных московских граждан, купцов братьев Ляпиных, которые внесли большой вклад в восстановление храма после пожара 1867 года. Следует отметить, что усыпальница Ляпиных была оформлена по проекту самого Федора Осиповича Шехтеля, бывшего в то время председателем Московского архитектурного общества. К сожалению, не сохранилось ни работ знаменитого архитектора – витражей, резных дубовых панелей, ажурных литых и кованых решеток, стенописи, – ни самих захоронений. В 1891 году у северной стороны Покровского храма Елизавета Андреевна Дашкова устроила отдельный придельный храм во имя Святых праведных Захарии и Елисаветы над могилой своего мужа, известного этнографа, мецената, директора Румянцевского музея Василия Андреевича Дашкова.

Ныне существующее храмовое здание – одно из самых замечательных сооружений Данилова монастыря. Сформированное из множества разновременных объектов, оно тем не менее оставляет впечатление целостности, что достигается за счет соподчиненности меньших объемов главному: четверику с тяжелым куполом, барабаном и главкой – доминантой всего сооружения. Ансамбль состоит из нескольких церквей: на первом этаже освящен храм во имя Святого пророка Даниила – с именем этого святого князь Даниил был пострижен перед смертью в схиму. Нижний ярус храмового здания в целом сохранил оформление XVII века. На втором этаже – храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов с приделами во имя Преподобного и благоверного князя Даниила Московского (северный) и Святых благоверных князей Бориса и Глеба (южный). На третьем этаже – храм во имя Преподобного Даниила Столпника.

Наружное оформление храма состояло из наличников с треугольными фронтонами, карнизов, поясков, выполненных из тесаного кирпича и белого камня. Декор соединял нарышкинские (наличники с разорванными фронтонами) и позднепетровские (плоские лопатки, рамочные наличники апсид) элементы. Украшением служили полихромные горельефы с изображением четы­рех евангелистов «в рост». Эту работу приписывают известному мастеру изразцовых (ценинных) дел Степану Иванову (по прозвищу Полубес). Фасады храма, начиная с XVIII века, традиционно окрашивались в два цвета: фон стен – охрой, а выступающие части: пояски, лопатки и другие – известью. Кровли красились медянкой (зеленой краской, получаемой путем окисления меди). Купола и кресты золотились.

После октябрьского переворота 1917 года монастырь продолжал некоторое время сохранять свое положение, но храмы постепенно закрывались. 3 апреля 1922 года в соответствии с Декретом советской власти об изъятии церковных ценностей из монастыря было вывезено серебряных церковных предметов общим весом почти 375 килограммов. Из храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов было изъято 164 иконы. В монастыре особо почиталась икона Святого князя Даниила, написанная на древней доске, бывшей прежде верхней крышкой над святыми мощами. Она помещалась у раки с мощами святого князя Даниила. Судьба этой иконы до сих пор неизвестна, как неизвестны и судьбы многих других святынь, таких, как шитая шелком и серебром плащаница (1774 год), вклад князя Григория и княгини Софии Волконских, Царские врата XVII века, молебные кресты и многие старинные иконы.

1930 год едва не стал роковым для монастыря. Было принято решение о сносе храма Святых Отцов под предлогом того, что оно «подвергалось неоднократным переделкам и утратило значительную часть своей историко-художественной ценности». В феврале 1930 года Моссовет заявил, что вся территория бывшего Данилова монастыря будет отдана под общественный парк и что по проекту планировки парка необходимо снести имеющуюся там церковь. В октябре из приговоренного к сносу двухэтажного храма Семи Вселенских Соборов вывезли все иконостасы (в том числе главный, шестиярусный), более двух с половиной тонн паникадил, люстр, подсвечников. В плавильные печи были брошены три цинковых гроба из усыпальницы храма (вероятно, захоронения Ляминых). Реставраторам удалось снять со стен храма прекрасные цветные изразцы с барельефными фигурами евангелистов. (Вывезенные фигуры евангелистов находятся в музее-заповеднике «Коломенское»).

В 1930 году на территории монастыря разместился приемник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, но, в первую очередь, сюда привозили детей, чьи родители были репрессированы или расстреляны. Имелся специальный приказ разлучать братьев и сестер и даже просто знакомых между собой детей.

Все сооружения обители были перепланированы и приспособлены для нужд этого учреждения. Особенно обезображены были церковные здания: внутри храма Святых Отцов поставили дополнительные перегородки и перекрытия (этажи), заложили до половины высоты оконные проемы. Не менее сильно пострадали и фасады: полностью снесли центральную главу и главки над приделами и крыльцом, уничтожили почти все элементы декоративного убранства: сбили, стесали или заштукатурили.

Казалось, память о святынях Данилова монастыря уничтожена без следа, но в 1970-х годах началось движение за восстановление старейшего в Москве памятника истории и архитектуры – храма Святых Отцов. В эти годы в нем находился цех завода «Искра» с кузнечным горном, токарными станками и слесарными верстаками. В ходе начавшейся реставрации из храма были удалены все чужеродные элементы: между­этажные перекрытия, перегородки, санузлы, закладки окон, всевозможные коммуникации. Были сняты позднейшие наслоения красочных и шту­катурных слоев. Но подлинное возрождение Даниловской обители началось лишь в 1983 году, когда монастырь был передан в ведение Русской Православной Церкви.

Возрождение Данилова монастыря было настоящим чудом. Восстановительные работы возглавил наместник монастыря архимандрит Евлогий (Смирнов), ныне архиепископ Владимирский и Суздальский. За пять лет святая обитель буквально восстала из небытия. Художественно-архитектурный ансамбль Данилова монастыря складывался на протяжении многих столетий и к началу XX века представлял собой комплекс построек, относящихся к XVI–XX векам. Реставрационные работы начались одновременно на нескольких объектах, но особое внимание уделялось храмам, прежде всего – самой древней в монастыре – Покровской церкви. К созданию новых икон привлекли лучших мастеров: была организована своя иконописная мастерская, которую возглавил игумен (ныне архимандрит) Зинон (Теодор). В монастырской иконописной также делали киоты с резьбой для икон, лавки на клиросы, свечные ящики. Было организовано и ювелирное производство. Из серебра и золота, пожертвованных людьми, были изготовлены по образцам прошлых веков напрестольные кресты, лжицы, оклады на иконы, складни. Там же реставрировали и золотили старую церковную утварь.

Первой большой работой мастерской стали два скромных, без излишних украшений, тябловых иконостаса для Покровской церкви и придела Святого пророка Даниила. Иконы для них написал отец Зинон, который в своей работе следовал традициям древнерусского искусства, используя в качестве образцов лучшие иконы московской, новгородской и других школ XV – начала XVI века. Ко времени открытия Данилова монастыря отец Зинон был зрелым мастером, в совершенстве владеющим сложной техникой иконописи. Под его руководством в бригаде трудились одаренные живописцы, в том числе священник Вячеслав Савиных, специально приглашенный из Ивановской епархии, и его супруга Наталия Шелягина, Сергей Николаевич Добрынин, Ирина Васильевна Ватагина (старшая дочь известного художника-анималиста В.А. Ватагина), Лариса Николаевна Шеховцова, Вера Юрьевна Карпова и многие другие. Иконы писали природными красками, растирая разноцветные камни, собранные около Покровского Хотькова монастыря. (По преданию, камнями, собранными там, пользовался в XV веке преподобный Андрей Рублев). Когда писали новые иконы, то иконописцы, как в древности, соблюдали пост. За работой читались жития святых. В результате во всех монастырских храмах иконы прошлых веков гармонично соседствуют с иконописными образами наших дней. Традиции древнерусского искусства, которым следовал отец Зинон в оформлении Покровской церкви, определили художественное решение интерьеров всех церквей многопредельного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Хозяин Москвы. Святой князь Даниил Московский и его обитель

Иконостас придела во имя Пророка Даниила интересен редким иконографическим изводом икон местного ряда: справа от Царских врат помещена икона Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа, слева – образ Божией Матери с Богомладенцем Христом «Гора Нерукосечная». Название этой иконы связано с толкованием на текст святого пророка Даниила, которому посвящен придел, – «камень отторгнут был от горы не руками» (Дан. 2, 45), где под камнем разумеют Христа, а под горою – Пресвятую Деву Марию. Богородица изображена на этом образе с символической горкой в руках, что свидетельствует о Новозаветном исполнении Ветхозаветных прообразований и пророчеств. На южных вратах иконостаса изображен святой пророк Даниил во рву львином.

В северной галерее Покровской церкви сохранился фрагмент стенописи начала XX века, на котором изображен святой князь Даниил со своими родителями святым благоверным князем Александром и праведной княгиней Вассой.

Полностью прочитать статьи Наталии Шапошниковой об архитектуре и святынях Данилова вы сможете в книге «Хозяин Москвы. Святой князь Даниил Московский и его обитель», вышедшей в издательстве «Даниловский благовестник» в 2013 году.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить