Дом, который построил Сампсон

Каждому верующему Господь определяет свою стезю: кому-то удалиться в глухую пустынь и строит там монастырь, а кому-то – оставаться с людьми и помогать им, используя свои знания и дар, полученный от Бога. 10 июля (по новому стилю) Русская Православная Церковь чтит память жившего в древности преподобного Сампсона – святого, получившего редкое второе имя Странноприимец.

«…Ты сотворил чудо, ты совершенно исцелил меня, – произнес император Юстиниан, обращаясь к седовласому старцу, смиренно стоявшему перед ним. – Ты сделал то, чего не смог ни один из врачей империи. Как я могу отблагодарить тебя? Хочешь, я осыплю золотом? Хочешь, ты станешь моим придворным лекарем? Хочешь, я построю для тебя прекрасный дворец?»

«Мне этого не нужно, – произнес в ответ старец. – Это всё мирское, лишнее. У меня было много золото, но я раздал его нуждающимся. Зачем мне новое золото? Но просьба у меня к тебе есть…»

Преподобный Сампсон Странноприимец

Этот диалог происходил в начале VI века в Константинополе во дворце знаменитого византийского императора Юстиниана I. Перед его ложем стоял смиренный старец, которого в народе называли Сампсоном Странноприимцем.

…Он родился в знатной и очень богатой римской семье, а в наследство от родителей получил сундуки с золотом и серебром, имения и множество рабов. Но Сампсон очень рано пришел к Богу, стал читать и изучать Священное Писание. Он близко к сердцу принял слова, сказанные Христом некоему юноше: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 23–24).

Поэтому Сампсон сделал то, что заповедал Спаситель. Он продал все свои имения, вырученные деньги вместе с доставшимся от родителей богатством раздал нищим, оставив себе лишь небольшое количество на пропитание. Всех рабов своих, кроме одного верного слуги, Сампсон отпустил на волю, говоря: «Зачем мне рабы, когда я сам раб Господа моего!» Ходил он в одной и той же одежде, питался очень скромно. Много времени отдавал чтению, продолжая изучать Священное Писание и богословские книги, а также литературу по врачебному искусству, поскольку стремился помогать больным.

Впрочем, очень скоро Сампсон покинул Рим и отправился в странствия. Он планировал найти глухое уединенное место, где в тишине и покое мог бы предаваться молитвам. Но Господь Сам определяет пути для Своих верных последователей. И Сампсону не суждено было жить вдали от людей.

Мы не знаем, как получилось, что Бог привел Сампсона в столицу Византии – Константинополь. Но это факт: человек, который скитался и жил отшельником в пустыни, вдруг вернулся к людям и отправился в столицу империи. Здесь он поселился в маленькой хижине. Жил скромно, но очень быстро слава о Сампсоне разошлась не только по Константинополю, но и далеко за его пределы.

Во-первых, Господь наделил его даром исцеления, и к лекарю Сампсону потянулись отовсюду больные и немощные. Он никому не отказывал в помощи.

И, во-вторых, маленькая хижина Сампсона стала не только лечебницей для страждущих, но и открытым домом для всех голодных и уставших странников, не имевших денег, крова над головой и куска хлеба. Все средства, которые больные приносили за свое лечение, Сампсон обращал не в личную выгоду, а бескорыстно отдавал нуждающимся. По Византии стремительно побежала весть: в Константинополе есть место, где вам предложат бесплатный ночлег, накормят, если нужно, подлечат и даже дадут с собой денег в дорогу. И люди чередой пошли в дом к Сампсону Странноприимцу.

К слову, странноприимство считалось делом богоугодным и во времена Ветхого Завета, и в новозаветной истории. Согласно древним иудейским законам всякий верующий должен был оказать помощь усталому страннику, накормить его и дать ему постель в своем доме. Достаточно вспомнить знаменитую историю праведного Лота, жившего в Содоме. Когда Бог послал ангелов наказать город, погрязший в страшных грехах, Лот, встретив их, буквально умолил прийти и переночевать под его кровом. Он угощал их и готов был защищать от своих же соплеменников, которые требовали от Лота, чтобы он отдал им этих двух странников.

Сам Спаситель заповедал своим ученикам и всем слушавшим Его завет странноприимства: «…Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. <…> И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9, 37–41).

В определенном смысле и притча Христа о добром самарянине тоже о законах странноприимства. И пусть этот самарянин не в свой дом пускал избитого и ограбленного путника, но зато он оказал ему всю необходимую помощь и милосердие, в которых тот нуждался: «…Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него, и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10, 30–35).

О странноприимстве говорили и ученики Христа. «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота», – говорил апостол Петр в своем Первом соборном послании (1 Петр, 4, 9). «В нуждах святых принимайте участие, ревнуйте о странноприимстве», – это уже пишет в Послании к Римлянам апостол Павел (Рим. 12, 13).

Во многих странах люди верующие и даже неверующие свято соблюдали закон странноприимства. Очень трогательный и поистине христианский пример странноприимства описал Виктор Гюго в своем романе «Отверженные», когда епископ Бьенвеню дает кров, еду и даже защиту от жандармов бывшему каторжнику Жану Вольжану.

Византийский император Юстиниан

Во все века в годы смуты, революций и войн немало находилось людей, которые следовали заветам Христа и исполняли извечный закон странноприимства. В страшной мясорубке Первой и Второй мировых войн немало было людей, готовых впустить в свой дом бредущего мимо незнакомца, чтобы накормить и дать ему возможность перевести дух.

…Но вернемся к святому преподобному Сампсону Странноприимцу и к тому месту, с которого начался наш рассказ.

Однажды страшно занемог византийский император Юстиниан I. Возле его ложа собрались лучшие доктора империи; они предлагали различные средства, но ничего не помогало: императору становилось всё хуже. И тогда Юстиниан воззвал к Богу, прося Его об исцелении. Согласно преданию после этого император забылся кратким сном, в котором ему было послано видение: юноша в светлых одеждах подвел к нему старца и произнес: «Он послан тебе Господом, чтобы унять твои страдания».

Проснувшись, император приказал позвать всех врачей. Он внимательно вглядывался в их лица, но ни в ком не видел старца из видения. И тогда он рассказал о своем сне слугам и придворным, и один из них сказал императору, что описание подходит к известному лекарю Сампсону, который живет в бедной части Константинополя и практически бесплатно лечит нищих и убогих, подает помощь, кровь и еду нуждающимся.

Юстиниан приказал немедленно привести к себе Сампсона, и, когда тот вошел в императорские покои, государь мгновенно узнал в нем старца из видения.

Надо ли рассказывать, что Сампсон, которому Господь за искреннюю веру и любовь к людям даровал дар исцеления, очень быстро вылечил императора? И вот тогда между ними состоялся разговор, который я привел в начале статьи.

«Так чем же я могу отблагодарить тебя, великий лекарь?» – спросил Юстиниан.

Сампсон, котором Господь дал дар лечить людей

«Мне самому не нужно ничего, но я прошу тебя построить просторный странноприимный дом и больницу, где я мог бы лечить больных, – произнес Сампсон. – Моя хижина слишком мала, и люди, которых я пускаю к себе на ночлег, вынуждены ютиться и спать в тесноте на полу. Твоему великому городу нужен хороший странноприимный дом, где каждый пришедший в город чужестранец найдет бесплатную тарелку еды и постель для сна. Нужна и больница для бедных. Она прославит тебя больше всех твоих завоеваний».

«Да будет так, как ты просишь!» – произнес император и повелел немедленно начать строительство. В очень короткие сроки странноприимный дом Сампсона и самая большая в Константинополе бесплатная больница были построены, и слава о них пошла по всей Византии.

… Наделенный даром исцеления, Сампсон еще какое-то время продолжал лечить больных. Но в 530 году Господь призвал его к себе. Сампсон Странноприимец был похоронен в церкви святого мученика Мокия. Но и после кончины возле его могилы долгие годы продолжали твориться чудеса. Многие больные Константинополя, если сами были не в силах идти, просили родных отнести их в храм святого Мокия к месту захоронения преподобного Сампсона Странноприимца.

…Имя целителя и чудотворца Сампсона всегда вспоминается при таинстве Елеосвящения. А в Санкт-Петербурге есть Сампсоновский собор и Сампсониевская церковь, которые сооружены в память о Полтавской битве, потому что она произошла как раз в 27 июня (по старому стилю), в день памяти преподобного Сампсона.

К сожалению, в наше время священный обычай странноприимства в значительной степени утерялся, хотя и до сих пор в некоторых российских монастырях его по-прежнему чтят.

Неужели должны случаться войны, чтобы люди, следуя заветам Господа, открыли двери своих жилищ и сердец для усталых и голодных странников, как это сделал пятнадцать веков назад великий святой преподобный Сампсон Странноприимец?

Петр Селинов


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить