Святая хранительница Москвы

Вспоминаем преподобную Евфросинию, великую княгиню Московскую

Она была княжеской дочерью и женой великого князя Дмитрия Донского. И при этом оставалась смиреннейшей христианкой, защищавшей православную веру. Ее называли хранительницей Москвы. В 2007 году Русская Православная Церковь, в ознаменование 600-летия ее представления, учредила специальный, женский орден, а 20 июля отмечается как день ее памяти, преподобной Евфросинии, благоверной княгини Московской.

История Древней Руси, как правило, связана с именами мужскими: князей, царей, полководцев. Когда речь заходит о женщинах, вспоминают лишь великую княгиню Ольгу, с именем которой связано Крещение Руси, хотя немало других святых женщин способствовали величию нашей страны и укреплению православной веры. Одной из таких женщин и была великая княгиня Московская, о которой «Прихожанин» решил напомнить своим читателям в день ее памяти.

Преподобная Евфросиния

Будущая святая, преподобная Евфросиния (в миру ее звали Евдокия, что в переводе означает «Благоволение») родилась 26 ноября 1353 года в семье Суздальского князя Дмитрия Константиновича и его жены, княжны Ростовской и Борисоглебской Василисы Константиновны. Надо отметить, что семья ее была весьма образованная. Евдокия вместе со своими братьями и сестрой изучала разные науки и учила иностранные языки. Кроме того, родители юной княжны были людьми благочестивыми и искренне верующими, помогали строить церкви и монастыри, покровительствовали иконописцам, зодчим и книжникам. Благодаря такому благочестивому воспитанию Евдокия с раннего возраста всем сердцем приняла христианскую веру.

Древняя Русь XIII-XIV веков. Страшные и кровавые столетия. Мало того, что внешние враги стремились покорить и разорить русские города, раздирала Русь и внутренняя проблема – разобщенность князей и царящая среди них постоянная междоусобица. Князья непрерывно конфликтовали друг с другом; нередко кровопролитные войны за земли, за власть, за старшинство на земле Русской шли между родными братьями.

Подобный конфликт чуть не разгорелся между Суздальским князем Дмитрием Константиновичем и сыном Ивана II Красного, Московским князем Димитрием Ивановичем, будущим великим полководцем Димитрием Донским. Но мудрый Суздальский князь захотел избрать путь примирения и вместо войны решил породнить Суздаль с Москвой – выдать замуж за Московского князя свою дочь Евдокию, которая, по свидетельству современников, «с красотою лица соединяла редкую душевную доброту».

В те времена (и не только на Руси) родители сами решали судьбу своих дочерей. В одних случаях будущий союз оправдывался финансовой выгодой, в других – знатностью или положением при дворе. Чего уж говорить о княжеских и королевских свадьбах, когда таким способом можно было породниться с соседним государством. Часто подобные браки заключались без согласия девушек и приносили им немало горя.

Но в данном случае Господь явно благословил союз Евдокии и Димитрия. Говорят, Московский князь с первой встречи влюбился в красавицу Евдокию, хрупкую (всего 155 см ростом), голубоглазую, с длинной русой косой. И юной княжне приглянулся молодой Димитрий. 18 января 1366 года митрополит Алексий обвенчал 13-летнюю Евдокию, княжну Суздальскую и 16-летнего Димитрия Ивановича, князя Московского и Владимирского. Венчание состоялось в храме Воскресения Словущего на территории Коломны.

Памятник великому князю Димитрию и княгине Евдокии,
будущей преподобной Евфросинии
Храм Воскресения Словущего в Коломне,
где венчались Евдокия и Димитрий

22 года прожили в «любви и согласии» Евдокия и Димитрий, в браке, которому, по словам летописца, «земля Русская была рада». Двенадцать детей родила князю его жена: восемь сыновей и четырех дочерей.

При этом вся их жизнь прошла под духовным руководством великих святых земли Русской – митрополита Московского и всея Руси, святителя Алексия, преподобного Сергия Радонежского и его ученика – святого Феодора, который был духовником княгини Евдокии. С помощью этих великих духовных подвижников супруги терпеливо переносили жизненные испытания, порой выпадавшие на их долю.

Ведь не только счастливые дни сопутствовали князю и княгине Московским. То страшный мор поражал Москву, от которого умирали тысячи горожан, то пожар, то нашествие татаро-монголов. В те времена люди взрослели рано, и еще в раннем возрасте были готовы к суровым испытаниям. Став супругой Московского князя, юная Евдокия во всех невзгодах и испытаниях служила верной опорой своему мужу.

Княгиня Евдокия провожает войско
князя Димирия на Куликовскую битву

Особенно переживала Евдокия, когда провожала мужа на великое сражение с войском Мамая на Куликовом поле. День и ночь молилась княгиня, прося Пресвятую Богородицу защитить землю Русскую. А когда в Москву, наконец, прибыл гонец с радостной вестью, Евдокия приказала звонить во все колокола и объявить горожанам о великой победе. В память о победе на Куликовом поле княгиня Евдокия построила внутри Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который по ее просьбе расписали знаменитые иконописцы Феофан Грек и Симеон Чёрный.

Но победа в Куликовской битве ненадолго принесла мир и покой на Русские земли. Вслед за Мамаем с востока пришли другие монгольские полчища, сначала Тохтамыша, позже грозного Тамерлана. Нашествие Тохтамыша стало тяжелым и горьким испытанием для Московского княжества. Воинов у князя Димитрия Донского было недостаточно, чтобы противостоять монгольской армии, и он отправился набирать армию в другие княжества. К сожалению, за это время монгольский хан уже вторгся в Московские земли. Княгиня Евдокия с детьми решила последовать за князем. Тохтамыш, прознав об этом, отправил на ее поиски своих лучших воинов, но с Божией помощью княгине удалось избежать пленения.

Хан Тохтамыш окружил Москву, а потом, с помощью обмана и предательства, используя нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семена Дмитриевича, сумел овладеть городом. Москва была разграблена и сожжена, большинство жителей убито. Как говорит летописец, много горя и слез увидели князь и княгиня, вернувшись в столицу: «Святые церкви стоят разорены, словно осиротевшие, словно овдовевшие…». На средства князя было похоронено свыше 24 тысяч жителей Москвы.

В 1383 году все русские князья были вызваны в Золотую Орду к Тохтамышу для получения великого ярлыка на управления своими землями. Позвали и Московского князя, но было известно, что Тохтамыш ненавидит князя Димитрия, и в случае приезда князя ждет лютая смерть. Пришлось отправить в Золотую Орду старшего сына Василия. Разрывалось материнской сердце Евдокии, но она понимала, что другого пути нет. Княгиня даже не предполагала, что боль за сына будет преследовать ее два долгих года.

Едва Василий прибыл в ставку Тохтамыша, как был схвачен. Хан сделал Василия своим пленником, объявив за него выкуп в немыслимую по тем временам сумму – 8 тысяч рублей. Пришлось Василию два года жить в плену у монгольского хана, пока не удалось ему чудом и молитвами матери сбежать из Золотой Орды и вернуться в Москву.

Князь Димитрий Донской
(Монумент к Тысячелетию Крещения Руси
в Новгороде)

Но самый страшный удар ожидал княгиню Евдокию весною 1389 года. Внезапно и смертельно захворал князь Димитрий Иванович. Послали гонца в Троицкую обитель за преподобным Сергием Радонежским. Преподобный отправился в путь незамедлительно. Все последующие дни преподобный Сергий, княгиня Евдокия и приближенные бояре не отходили от одра болезни князя. В их присутствии великий Московский князь Димитрий Донской повелел составить духовную грамоту, в которой установил порядок престолонаследия от отца к сыну. Свою любимую жену Евдокию князь просил после его кончины не уходить по русской традиции в монастырь, а стать хранительницей Московского княжества и духовной опорой его сыновьям.

Княгиня Евдокия исполнила волю своего любимого мужа. Она продолжала жить в княжеских палатах, воспитывала младших детей и помогала советами старшим. Княгиня старалась лишний раз не влезать в дела государственные, которые теперь вел ее старший сын, князь Василий Дмитриевич. Лишь один раз она позволила себе дать ему настоятельный совет.

Это случилось в 1395 году, когда бесчисленная орда грозного завоевателя Тамерлана, которому покорялись все государства, двинулись к границам Руси. Многие русские князья послали к Тамерлану посольства, чтобы выразить свою покорность. Но великий князь Московский и Владимирский Василий Дмитриевич, благодаря влиянию княгини Евдокии, проявил твердость духа: он собрал свои войска и вышел навстречу неприятелю.

Княгиня посоветовала сыну привезти из Владимира знаменитую Владимирскую икону Божией Матери, и 26 августа она вместе с сыновьями и духовенством встретила чудотворную икону на Кучковом поле. Как рассказывается в хрониках, в этот самый день и час Тамерлану, отдыхавшему в своей палатке, было видение: он увидел «Светозарную Жену» в окружении множества воинов, которые грозно устремились ему навстречу. Проснувшись, Тамерлан посоветовался со своими приближенными, а после приказал войскам отойти от границ Руси.

Княгиня Евдокия еще при любимом супруге вела подвижническую христианскую жизнь, а после его ухода надела власяницу и под княжескими одеждами носила тяжелые вериги. Она, как и любил князь Димитрий, продолжала устраивать в своем тереме званые обеды, только сама не касалась вкусных яств, а вкушала лишь постную пищу. Каждый день ее можно было встретить то в одном, то в другом монастыре или храме, где она постоянно одаривала бедных деньгами и одеждой.

Особой заслугой великой княгини Евдокии является строительство новых храмов и монастырей. В Кремле подле Фроловских ворот (ныне это Спасская башня) вплотную к Кремлевской стене она решила построить женский монастырь в честь Вознесения. Место было выбрано не случайно, – возле этих ворот она провожала своего любимого мужа, князя Димитрия, когда во главе войска он отправлялся на битву с полчищами хана Мамая. Параллельно княгиня начинает строительство Горицкого монастыря и церкви Рождества Иоанна Предтечи в Переяславле.

Весной 1407 года княгине Евдокии в видении является архангел Михаил, возвестивший ей о скорой кончине. По ее просьбе, иконописец пишет образ архангела Михаила, который размещается в Кремлевском храме Рождества Пресвятой Богородицы. После этого княгиня, чувствуя, что выполнила свою миссию на земле, 17 мая принимает монашеский постриг с именем Евфросиния (что в переводе означает «Радость»). По преданию в день ее пострига 30 человек исцелились от различных болезней.

Но, увы, побыть инокиней преподобной Евфросинии довелось лишь несколько недель. 7 июля 1407 года на 54-м году жизни она отошла ко Господу. Ее тело, как и просила княгиня, было захоронено в Вознесенской церкви, где ее мощи почивали до 1929 года. Кстати сказать, Вознесенский монастырь стал усыпальницей многих великих княгинь и цариц Российского государства. Здесь были погребены: вторая жена Иоанна III Софья Палеолог, мать Иоанна Грозного Елена Глинская, супруга царя Федора Иоанновича Ирина Годунова, мать Петра I Наталья Кирилловна и многие другие.

В 1929 году, по решению Советского правительства, Вознесенский женский монастырь был взорван. Мощи преподобной Евфросинии вместе с мощами других великих княгинь и цариц были перенесены в подклет Архангельского собора Кремля, где они оставались на протяжении 80 лет. 28 мая 2008 года после Литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, мощи святой благоверной княгини Евфросинии Московской были перенесены и помещены в придел мученика Уара.

Вознесенский женский монастырь,
где покоились мощи преподобной Евфросинии,
благоверной княгини Московской
Храм преподобной Евфросинии,
великой княгини Московской,
на Нахимовском проспекте

Те верующие, которые захотят поклониться и отдать дань памяти святой благоверной княгине Евфросинии Московской, могут это сделать, не только посетив придел мученика Уара в Московском Кремле, но и отправившись в район Котловки. В XIV веке здесь находилась усадьба князя Димитрия Донского. В ней шесть столетий назад великая княгиня Евдокия встречалась с митрополитом Киприаном, которого она уговорила вернуться в Москву. И именно здесь по адресу: Нахимовский проспект, дом 8 стоит чудесный белокаменный храм преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в котором находится ее чудотворная иконой с частицами мощей святой и ее пояса.

Петр Селинов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить