«Жемчужина» земли Ярославской

Весна-лето – самое хорошее время для паломнических поездок. Поэтому «Прихожанин» решил сориентировать тех своих читателей, которые в период каникул и летних отпусков любят посещать святые места. Первый наш рассказ о Свято-Введенском Толгском женском монастыре приурочен к определенной дате – 13 мая, дню памяти прославленного в лике святителей епископа Игнатия (Брянчанинова), чьи мощи покоятся в этой святой обители.

Всего 270 километров отделяют Ярославль от Москвы. Три с половиной часа на машине или от 3,5 до 5 часов на поезде или в автобусе – и вы оказываетесь в старинном русском городе, заложенном князем Ярославом Мудрым еще в Х веке. Потом еще десять верст пути от центра города до поселка Толга. И тогда перед вами во всей красе предстанет «жемчужина» земли Ярославской – знаменитый Толгский монастырь.

Епископ Прохор находит в лесу икону Божией Матери

Многие верующие хорошо знают историю его образования. В августе 1314 года архиепископ Ростовский Прохор (постриженный в схиму с именем Трифон), совершив путешествие по Ростовской епархии, возвращался по Волге из Белозерья в Ярославль. Вечером 7 августа вместе со своими спутниками он заночевал на берегу близ того места, где в Волгу впадает маленькая речушка Толга (ее еще называют Толгоболь, или Толгоболка). Вот как об этом говорится в летописи: «За шесть верст не доехал до града Ярославля и стал на брегу на реке на Волге на нагорной стране ночевати месяца августа в 8 день».

Как повествует житие архиепископа Прохора, в полночь он внезапно проснулся, вышел из шатра и увидел поразившее его явление: столп света и мост, переброшенный через реку. Взяв с собой архиерейский посох, епископ Прохор смело перешел по мосту на другую сторону реки. Там, в чаще леса, он увидел освещенную ярким светом икону Божией Матери, которая «ни на древе, ни на земли, но на воздусе стоящ». Святитель несколько часов молился перед ней на коленях, а потом вернулся по мосту к своему шатру и спутникам…

Уже утром обнаружилась пропажа посоха. Спутники искали его, но посох исчез, как ни бывало. И тогда архиепископ Прохор поведал своим спутникам о ночном видении и повелел им плыть на другую сторону Волги, указав конкретное место. Там и обнаружилась икона Богоматери, стоящая «уже на земле в древнем лесе»… А подле нее в землю был воткнут и архиерейский посох святителя Прохора.

Тогда архиепископ принял решение построить в этом месте деревянную церковь в честь обретенной иконы Божией Матери. И вместе со своими спутниками он, как сказано в житии, «нача своими руками сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу». Слух о найденной в лесу иконе за пару часов докатился до Ярославля, и жители города, поспешив на берег Волги, принялись помогать в строительстве церкви. Как указано в летописях, строительство было закончено за 1 (!) день, и буквально через сутки архиепископ Прохор и деревянную церковь освятил во имя Введения Богоматери во Храм, и братию собрал для будущего монастыря, и даже игумена назначил.

Чудотворная Толгская икона Божией Матери

Хотя указанные события происходили на берегу Волги, да и по мосту святитель Прохор согласно житийному тексту переходил через Волгу, но решено было назвать обитель Толгской – по имени маленькой речушки, которая в этом месте впадает в Волгу. Толгской стала называться и святая икона, обнаруженная архиепископом в дремучем лесу (к слову сказать, само слово «толга», как считают ученые, произошло из исчезнувшего языка древнего народа меря и в переводе означает «птичье перо»).

Празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день, когда святыня открылась святителю Прохору.

Много всяких событий произошло в Толгском монастыре за семь прошедших веков, и великих, и печальных. Из великих событий часто отмечают дату 16 сентября 1392 года, когда при игумене Германе Толгская икона Божией Матери замироточила прямо во время службы. Многие из присутствовавших на тот момент в храме стали мазать себя тем миром и получили исцеления от разных недугов. Со всех концов России поспешили в Толгский мужской монастырь паломники и богомольцы, чтобы поклониться святыне и набрать чудотворного мира.

Отмечен в летописи и случай с царем Иваном IV, происшедший в 1553 году. В этот год царь отправился на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Из-за болезни ног сам идти он не мог, а потому царя несли в специальном кресле. На обратном пути Иван Грозный решил заехать в Толгский монастырь, где долго-долго молился он перед чудотворной иконой Божией Матери, прося Пресвятую Богородицу даровать силу его ногам. И случилось чудо! Ноги у него укрепились – царь самостоятельно поднялся с кресла и вышел из храма. Благодарный царь щедро одарил монастырь и братию и повелел на месте деревянной церкви построить каменный храм, что и было сделано при игумене Феодосии.

Кроме того, царь Иван Грозный передал в дар Толгскому монастырю две большие кедровые шишки, которые Ермак привез ему из Сибири. Из тех шишек монахи за стенами обители вырастили невероятно красивую кедровую рощу, к которой со временем паломники стали относиться как к еще одной монастырской святыне.

Описываются в хрониках и события 1612 года, когда в Ярославле, где собрались народные дружины Минина и Пожарского, начался сильный мор. И тогда жители города вместе с князем Пожарским и духовенством прошли с Толгской иконой крестным ходом вокруг города, и тяжкий мор отступил. Это был первый крестный ход в стенах Ярославля, но с тех пор это стало хорошей традицией – в случае беды обходить город крестным ходом.

Не раз «жемчужину» земли Ярославской, знаменитый Толгский мужской монастырь, посещали царственные особы. В 1763 году в обитель приезжала императрица Екатерина II, а в 1913 – император Николай II вместе со всей семьей.

Но есть и печальные, и горькие страницы в истории Толгского монастыря. В самом начале XV века страшный пожар случился в обители. В огне сгорели и деревянная церковь, и монашеские келии, и ограда, и все надворные постройки. Говорят, что насельники монастыря ничего не успели спасти из церковной утвари. Монахи со страхом думали о том, что в огне пожара погибла и чудотворная икона… Но когда пожар прекратился, ее обнаружили неподалеку в лесу целой и невредимой.

Уцелела Толгская икона Божией Матери и в Смутное время. Печальная страница в истории монастыря – 18 мая 1609 года. В этот день отряд поляков ворвался в Толгскую обитель. Солдаты осквернили и разграбили монастырь, подожгли храм и убили 46 иноков, которые в нем скрывались. Их братскую могилу долгое время отмечал «раздвоенный» камень. В 1893 году на месте захоронения иноков была сооружена часовня по проекту архитектора Н.И. Поздеева. С тех пор каждый год 31 мая (по новому стилю) сестры совершают заупокойную литию по погибшим 46 инокам.

Страшной страницей в жизни Толгского монастыря отмечается и кровавое правление большевиков. В 1928 году монастырь был закрыт, а жившие в нем сестры выброшены на улицу. В 1929 году со звонницы были сброшены колокола, и на 60 лет обитель погрузилась во мрак. Поначалу Толгскому монастырю грозила реальная опасность в буквальном смысле уйти под воду. Советское правительство собралось построить возле села Воздвиженского гидроэлектростанцию и перегородить Волгу как раз в окрестностях обители. Во Введенском соборе монастыря даже соорудили громадный макет этой плотины, и насосы гнали воду, которая, проходя через громадную плиту, уходила в бетонную емкость под полом собора.

Но в очередной раз Матерь Божия спасла толгские земли. Комиссия признала, что строить гидроэлектростанцию под Ярославлем не имеет смысла из-за подвижного грунта, и строительство электростанции перенесли в Рыбинск, где, к слову сказать, впоследствии затопили семь городов, а вместе с ними ушли под воду Афанасьевский, Троицкий и Николо-Жабенский монастыри и десятки церквей.

Лишь в декабре 1987 года Толгский монастырь вернули верующим: здесь открылась первая в современной России женская обитель. Правда, к тому моменту почти полностью были утрачены настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы в монастырских храмах. Разруха и запустение царили в когда-то одном из самых красивых монастырей Ярославской области.

Вот как вспоминала об этом настоятельница Свято-Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк) в интервью «Монастырскому вестнику»:

«…Возглавлявший тогда Ярославскую кафедру митрополит Платон (Удовенко) так вспоминал о своем первом визите в Толгу: “Мы приехали и молчаливо стояли“. А что скажешь, когда душу переполняет печаль при виде поруганных святынь? Первые благодетели монастыря, замечательные боголюбивые люди, с искренним сочувствием меня уверяли: “Ну, мать Варвара, тебе и за шестьдесят лет эту развалину не поднять!“ Однако мы с сестрами не думали, сколько лет или десятилетий Господь судил нам жить на земле. Мы просто молились и трудились. Поначалу было много тяжелой физической работы (вплоть до того, что самим приходилось разгружать машины с кирпичом, пока не появилась возможность нанять рабочих), но такая радость нас охватывала, такую благодать мы чувствовали, осознавая, что Хозяйка древней обители Пресвятая Богородица незримо тут ходит, утешает нас! И хотя жили в сыром Никольском корпусе – десять кроватей стояло в одной комнате, – но, как я уже отвечала журналистам на их вопросы и еще раз повторю, ничто нас не пугало: ни развалины, ни огромность предстоящих трудов. Никакие материальные лишения не могли угасить той любви к древней русской обители, что объяла наши сердца. <…>Любые житейские невзгоды, любые трудности преодолимы с Божией помощью. С Богом человек может всё. Да, нам предрекали, что и за шестьдесят лет не поднять древнерусскую “развалину“, но, как видите, случилось чудо: по молитвам ко Господу, Пресвятой Богородице монастырь удалось возродить, пять монастырских храмов – действующие. Господь в свое время столько благодетелей и помощников к нам привел: директора заводов жертвовали кирпич и железо на крышу, оплачивали труд нанятых нами рабочих, а солдаты, студенты, школьники делали всё во славу Божию. Тогда люди из разных уголков России сюда приезжали и старались помочь, чем могли. Так что не будет преувеличением сказать, что Толгскую обитель мы поднимали всем миром».

Спустя восемь месяцев после начала восстановительных работ во вновь освященной Спасской церкви была отслужена первая Божественная литургия. 26 мая 1988 года в Толгскую обитель были перенесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова) – вторая главная монастырская реликвия после Толгской иконы Божией Матери. Поэтому надлежит сказать несколько слов и о самом святителе.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Потомок древнего рода Брянчаниновых, юный Димитрий (так в миру звали будущего святителя) очень рано почувствовал в себе стремление к монашеской жизни. Об этом он даже признался отцу, когда тот повез его в Санкт-Петербург для определения шестнадцатилетнего Димитрия в Главное инженерное училище, но отец даже не захотел его слушать и отнесся к словам Димитрия «хочу идти в монахи» как к мальчишеской прихоти. Юноша не решился спорить с отцом и блестяще сдал экзамен в училище.

К слову сказать, там его отметил и приблизил к себе князь Николай Павлович, будущий российский император. Он даже представил юношу, отлично подготовленного не только к наукам, требуемым в инженерном училище, но знающего даже латинский и греческий языки, своей супруге Великой княгине Александре Феодоровне. Редкие умственные способности и нравственные качества юного инженера-прапорщика Димитрия привлекали к нему профессоров и преподавателей училища.

Между тем сам юноша не оставлял своего стремления к монашеской жизни и регулярно посещал службы Валаамского подворья. Большое влияние на Димитрия оказали встречи с иеромонахом Леонидом, будущим оптинским старцем иеросхимонахом Львом, и иеросхимонахом Афанасием, учеником преподобного Паисия (Величковского).

В своем стремлении к монашеской жизни молодому Димитрию пришлось выдержать немалые сражения. Сначала – с родителями, которые активно выступали против желания сына и, используя свои связи при дворе, старались ему помешать. Позже юноше пришлось испытать на себе сильное неудовольствие самого самодержца, ибо император Николай I в течение долгого времени не позволял Димитрию Брянчанинову оставить военную службу и посвятить свою жизнь Церкви.

Но всё же терпение его было вознаграждено: 6 ноября 1827 года Димитрий получил вожделенную отставку, после чего отправился в Александро-Свирский монастырь к отцу Леониду, чтобы под его руководством начать подвиг иночества.

На своем пути к Богу будущему святителю пришлось немало попутешествовать. Из Александро-Свирского монастыря он вместе с отцом Леонидом отправился в Площанскую пустынь, оттуда – в Свенский монастырь и Белобережскую пустынь. Несколько месяцев молодой инок Димитрий вместе со своим другом Михаилом Чихачевым, который также искал монашеского уединения, прожил в Семигородней Успенской пустыни, где будущий святитель написал «Плач инока», о котором его современник сказал: «Едва ли кто поверит, что эта книга написана почти несовершеннолетним юношей».

Наконец желание Димитрия Брянчанинова в полной мере исполнилось: 28 июня 1831 года епископом Вологодским Стефаном он был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца. Уже 5 июля того же года он был рукоположен в иеродиаконы, а 20 июля – в иеромонахи. В начале 1932 году Игнатий был определен настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря, где в середине 1833 года был возведен в сан игумена.

Император Николай I, встретившись с ним, вспомнил бывшего инженера-прапорщика, который не желал подчиниться воле монарха и стать военным, а мечтал о монашеском уединении. Самодержец поручил игумену Игнатию взять на себя управление пришедшей в сильное запустение Троице-Сергиевой пустынью под Петербургом. Позже игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита, а в 1838 году он получил звание благочинного всех монастырей Петербургской епархии.

В конце 1850-х годов архимандриту Игнатию вновь пришлось отправиться в путь. 27 октября 1857 года он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского и в начале 1858 года отправился в Ставрополь, где ему суждено было много потрудиться, управляя епархией.

Всюду, где выпадало служить архимандриту Игнатию, он относился к делу очень усердно. К примеру, в той же Сергиевой пустыни ему пришлось заниматься не только восстановлением обители – будущий святитель упорядочил и внутреннюю духовную жизнь братии. Двери его келии всегда были открыты для всех – от престарелых монахов-священнослужителей до юных послушников.

Господь наделил его даром слова. Вот лишь малая часть великого литературного наследия, оставленного нам епископом Игнатием (Брянчаниновым): «Приношение современному монашеству», «О различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», «О чувственном и духовном видении духов», «О спасении и христианском совершенстве», «Учение Православной Церкви о Божией Матери», «О молитве Иисусовой», «О терпении скорбей», «Правила наружного поведения для новоначальных иноков».

В своих трудах он поднимал и разбирал разные и важные вопросы, которые нередко выходили за рамки жизни монашествующих. Так, в письме Н.Н. Муравьеву-Карскому он предсказал, что России «предназначено огромное значение» и она «будет преобладать над вселенной». Епископ Игнатий разработал учение о «прелести», когда бесы, принимая образ святых, приходят к подвижникам и начинают льстить их самолюбию и очаровывают различными видениями. Также подробно в двух своих работах – «Слово о смерти» и «Слово об ангелах» он представил учение об ангелах. Немало потрудился святитель, разбирая и критикуя – различные ереси: лютеранизм, арианство, учения иконоборцев, папистов и протестантов…

В начале 1861 года болезни вынудили епископа Игнатия уйти на покой: получив разрешение, он удалился в Николо-Бабаевский монастырь в Костромской епархии, где до конца дней своих вел уединенную молитвенную жизнь. 16 апреля 1867 года, в день Пасхи, он отслужил свою последнюю Литургию и 30 апреля, в праздник жен-мироносиц, скончался.

6 июня 1988 года епископ Игнатий (Брянчанинов) был причислен к лику святых. За десять дней до канонизации его мощи были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь, где покоятся в настоящее время. В осенне-зимнее время они находятся в Крестовоздвиженском храме, а в летнее время переносятся в Введенский собор.

Толгский Свято-Введенский женский монастырь

Хотя для многих верующих Толгский монастырь представляет собой соединение двух главных реликвий – чудотворной Толгской иконы Божией Матери и мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), – паломники, приехав в Толгу, смогут поклониться и другим святыням. Здесь находятся, в частности, частица ризы Господа нашего Иисуса Христа, чудотворный список иконы Божией Матери «Экономисса», частицы гвоздя, которым был распят Иисус Христос, частицы ризы Пресвятой Богородицы, Туринской плащаницы и хитона Иоанна Крестителя, а также частицы мощей разных святых.

Для справки: добраться до Свято-Введенского Толгского женского монастыря можно несколькими путями. По железной дороге с Ярославского вокзала, автобусом – с Щелковского автовокзала (автобусы в Ярославль по будним дням отправляются 5 раз в день). От Ярославля до самого монастыря можно доехать: теплоходом от Речного вокзала, автобусом № 34 от остановки «Красная площадь» или на маршрутном такси № 34Г от железнодорожного вокзала до остановки «Улица Железнодорожная села Толгоболь».

Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить