Путь ко спасению: книжные новинки издательства Данилова монастыря

Пришло время каждому верующему пополнить свою православную библиотеку. С этой целью «Прихожанин» в очередной раз отобрал для своих читателей три весьма интересные и очень полезные книги, недавно выпущенные издательством Данилова ставропигиального мужского монастыря.

Первая книжная новинка называется «Вид из окна на Афон» и имеет подзаголовок «Возвращение в потерянный рай».

Вы спросите, почему «Прихожанин» советует своим читателям обязательно прочитать эту книгу? Прежде всего, из-за ее автора. Известный публицист и талантливый писатель протоиерей Михаил Овчинников стал священником в 1991 году, а до посвящения в сан работал инженером-испытателем ракетной техники в конструкторском бюро «Южное» и производственном объединении «Южный машиностроительный завод». Долгое время он был настоятелем Свято-Успенского храма г. Верхнеднепровска Днепровской области, а позже служил в Топловском Свято-Параскевиевском женском монастыре в Крыму. Попав в 1999 году в страшную автомобильную катастрофу, отец Михаил оказался на грани жизни и смерти, пережил несколько клинических смертей, но выжил вопреки прогнозам всех врачей. Позже он описал свои ощущения пребывания за гранью жизни в книге «Тайна мира иного. Свидетельства с порога Вечности». Не меньшей популярностью пользовалась выдержавшая 10 переизданий (!) и вторая книга протоиерея Михаила Овчинникова «Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака».

Отец Михаил Овчинников отошел ко Господу 5 сентября 2017 года на 72-м году жизни, оставив нам в подарок свою третью книгу – «Вид из окна на Афон». Он писал ее на протяжении последних пяти лет своей жизни, но она увидела свет лишь недавно, уже после его кончины. Как красиво и поразительно точно сказано об отце Михаиле и его книге в предисловии к изданию: «Он оставил всем нам память своей любви – прекрасную книгу о мечте утерянного и обретаемого рая, о незримой связи со Святой Горой каждого из нас. Он задавал себе и искал ответы на важнейшие вопросы. Какую планку ставить себе в духовной жизни, если ты мирской человек, а не монах? Не опасно ли примерять на себя монашеские мерки? Чем игра в аскетизм отличается от поиска глубокой духовной жизни? Что мы ищем в монастырях, особенно в таких уникальных, как монастыри Афона?»

Я могу привести еще один важный аргумент, почему советую всем прочесть эту книгу: не каждому из нас доступен путь на Святую Гору. Как известно, Святой Афон закрыт для женщин. Да и далеко не каждый человек сможет побывать на Святой Горе: одним путешествие недоступно в силу финансовых трудностей, другим не позволят возраст, здоровье или иные препятствия.

Хотя для многих Святой Афон и закрыт, но не закрыта информация о нем – всем доступна живая связь со Святой Горой через тех, кто там уже побывал. Вот как написала об этом в книге «Вид из окна на Афон» супруга отца Михаила матушка Людмила Овчинникова: «…Мне кажется, Афон может быть путеводной нитью и для тех, кто на нем не был. И если человек принял его в сердце, то сердце его и ведет. Вот я, например, не была на Афоне, как и любая женщина. Но для меня желание отца Михаила поехать на Афон было и моим желанием, потому что я всегда помогала ему и собраться, и всё предусмотреть... А когда батюшка возвращался, то я всё слушала и впитывала <…> Ни с чем не сравнимое чувство – издали видеть афонские храмы, даже слышать колокольные звоны и песнопения за многие километры (такая там прозрачная тишина)… Ну и держать в руках веточки с афонских деревьев было необыкновенно радостно, словно мы въявь прикасались к этому святому месту…»

Ну и, помимо всего прочего, книга «Вид из окна на Афон» очень легко и, я бы сказал, увлекательно написана. Читаешь главу за главой и оказываешься просто не в силах от нее оторваться. Еще немного – и вот уже прочитана последняя глава… И остается ощущение, что не хватило, сожаление о том, что такая интересная книжка как-то очень быстро закончилась.

Надо сказать, что книга протоиерея Михаила Овчинникова «Вид из окна на Афон» – это не столько записки путешествующего паломника, сколько повод к размышлениям, собственное стремление автора понять Промысл Божий в устроении земного мира (а где лучше об этом думать, как не на Святой Горе!) и желание подтолкнуть к этим мыслям своих читателей.

При этом отец Михаил не только делится личными переживаниями. Свои мысли он подкрепляет словами прославленных в лике святых духовных мыслителей и современных подвижников благочестия – таких, как святитель Григорий Палама, преподобный Паисий Святогорец, митрополит Иерофей (Влахос), архимандрит Андрей (Конанос), священник Андрей Ткачев...

Протоиерею Михаилу Овчинникову посчастливилось совершить три паломнические поездки на Святую Гору. Вместе со своими друзьями он побывал во многих афонских монастырях и однажды даже пересек поперек весь Афонский полуостров. О самых разных интересных вещах – возвышенных и простых – рассказывается в книге отца Михаила: об афонских службах и чудотворных иконах, жизни и питании монахов, сборе маслин для монахов и пронзительно чистом воздухе на Святой Горе, о колокольном звоне, который слышен за многие километры, и необыкновенной духовной силе, которая наполняет там человека. Но, как пишет автор, «главное в том, что каждая поездка на Афон побуждает человека переосмыслить свою жизнь». И, даже когда паломник возвращается домой, Святая Гора остается с ним, а молитвы афонских старцев защищают его далеко за пределами Греции.

Вторая книга, с которой я хочу познакомить читателя «Прихожанина», называется «Путь ко спасению». Она имеет подзаголовок «Опыт мудрости русских старцев и духовных наставников», потому что по сути эта книга представляет собой сборник мыслей и советов, толкований и пояснений, которыми делятся с читателями русские духовные старцы.

Известно, что русское старчество является одной из самых ярких составляющих русской духовной традиции. На протяжении веков русские старцы несли и несут свой пастырский подвиг служения Церкви и людям. Потому так высоко ценят православные верующие их духовный опыт, советы и предсказания, слова поддержки и наставления, которые передаются из уст в уста и помогают верующим искать путь ко спасению.

Можно сказать, что авторами сборника «Путь ко спасению» являются более 100 известных русских старцев и духовных наставников. Я перечислю лишь некоторые имена: архимандрит Агапит Нило-Столобенский, преподобный Амвросий Оптинский, преподобный Варсонофий Оптинский, схиигумен, преподобный Герман Зосимовский, игумен Дамаскин; святитель Димитрий, митрополит Ростовский; схиархимандрит Илий (Ноздрин), протоиерей Глеб Каледа; святитель Лука, архиепископ Симферопольский; преподобный Нил Сорский, преподобный Сергий Радонежский; святитель Феофан, затворник Вышенский; святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, и еще более 100 имен…

Составители сборника подошли к его подготовке очень тщательно. Они определи свыше 40 тем, по которым подбирались соответствующие размышления и советы старцев и духовных наставников. В результате в сборнике представлен весь круг возможных вопросов, которые могут волновать верующего и на которые тот будет стремиться найти ответ или услышать мудрое слово пастыря: о Боге и Пресвятой Богородице, вере и Промысле Божием, Крещении и посещении храма, Причастии, покаянии и исповеди, семье и браке, любви, духовном отце, родителях и детях, чтении духовных книг, молитве и посте…

Понимая, что каждого верующего волнует тема греха, составители сборника включили в книгу размышления русских старцев и духовных наставников о различных грехах: о чревоугодии, винопитии, блуде, гневе, печали и унынии, страхе, гордыне и тщеславии, зависти и осуждении…

Чтобы читатель «Прихожанина» мог лучше представить себе, как выглядят эти размышления, приведу лишь несколько примеров:

«Чем больше человек ведет духовную жизнь, тем больше он одухотворяется: он начинает видеть во всем Бога, во всем проявление Его силы и могущества; всегда и везде видит себя пребывающим в Боге и от Бога во всем зависящим. Но чем более плотский образ жизни ведет человек, тем больше он делается весь плотским: он ни в чем не видит Бога, в самых чудесных проявлениях Его Божественной силы – во всем видит плоть, материю, и везде и во всякое время «нет Бога перед очами его» (Пс. 35:2)» (праведный Иоанн Кронштадтский, глава «О Боге»);

«Прошу вас, не опускайте церковных служб. Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано встать к службе. Понудьте себя – за это-то и награда вам готовится от Господа. <…> При первом ударе в колокол спешите в церковь. Пришедши, встав на своем обычном месте, помолясь, испроси у предстоящих благословения; встав прямо, не переступай с ноги на ногу, глаза и руки имей опущенные вниз, не смотри по сторонам, не разговаривай и отнюдь не смейся, тщательно блюдись, чтобы мысли не рассеивались чем-либо посторонним; помни, что место сие есть свято, храм Божий – рай земной, и устремляй ум свой горе к Богу, из глубины души взывай к Нему: “Боже, очисти мя, грешную!” или “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную…”» (преподобный Варнава Гефсиманский, глава «О церковной службе и посещении храма»);

«Когда говеешь, поститься нужно дня два, правило к исповеди и к Причастию исполнять, как полагается. На исповеди стоять на коленях, сложа руки крестообразно и опустив голову. К Причастию подходить со сложенными крестообразно руками, перед Святой Чашей не креститься и отходя не креститься, а только, не опуская рук, поклониться. Руки опустишь, когда запивать подойдешь, не раньше. В день Причастия в гости отнюдь никуда не ходить, днем не спать, а только, если немощна, полежать немного, бодрствовать и читать Евангелие» (преподобный Аристоклий, старец Московский, глава «О Причастии»);

«Если Господь не исполняет нашу молитву, это значит, что исполнение ее неполезно для человека. Иной молится, чтобы выиграть ему сто тысяч, но, если Господь исполняет его желание, оно может привести к гибели его души» (протоиерей Николай Голубцов, глава «О молитве»).

Автор третьей книги, о которой я хочу рассказать, – клирик Иваново-Вознесенской епархии, руководитель Епархиального отдела по взаимоотношению Церкви с обществом и СМИ, церковный публицист, миссионер иеромонах Макарий (Маркиш). Он написал книгу, которая называется «Богослужение» и имеет подзаголовок «Книга для всех, кто приходит в храм».

На вопрос «для кого эта книга?» я бы смог ответить вполне конкретно: для всех верующих. А если читатель «Прихожанина» вдруг спросит «почему – для всех?», – что ж, попробую объяснить.

Думаю, не так много найдется прихожан, которые хорошо разбираются в тонкостях православного богослужения. И совершенно не важно, как давно человек пришел в Церковь – год или пятнадцать лет назад. Даже для тех, кто ходит в храм на службу много лет подряд, наверное, многое остается не до конца понятным. Книга «Богослужение» – это своего рода путеводитель по церковной службе: она дает простое и доступное изложение основ церковного Устава и особенностей приходской богослужебной практики, проясняет суть не только воскресных и праздничных богослужений, но и помогает верующему следить за богослужением, воспроизводя наиболее распространенные литургические тексты с необходимыми простыми и четкими комментариями.

Сам автор иеромонах Макарий (Маркиш) в предисловии к книге так описал задачу, которая побудила его взяться за перо. Вот приходит верующий в храм и пытается разобраться в том, что он слышит на вечерней субботней службе или во время воскресной Литургии. Не разбирает, не понимает, теряется. Что делать? Он обращается за помощью в церковную книжную лавку, и там ему предлагают в помощь различные издания: то внушительную книгу под названием «Октоих», то «Богослужебные указания», а то и вовсе пособие для высших учебных заведений «Богослужебный устав, литургика и гимнография». И бедный православный верующий теряется в этих толстенных и непростых для чтения книгах и по-прежнему, стоя на богослужении, не понимает, почему регент провозглашает: «Глас третий!». А где первый и второй? И как понять: «Стихиры на “Господи, воззвах”» или «На великой вечерне “Блажен муж” – кафизма вся. На “Господи, воззвах” стихиры на 10»?

Вот и решил иеромонах Макарий (Маркиш) написать книгу, в которой в простой и доступной форме достаточно полно и подробно описал структуру церковных богослужений. Прежде всего, по мысли автора, книга не должна быть слишком длинной. Как указал сам отец Макарий в предисловии, «чтобы не перегружать текст и не отвлекать внимание читателя, мы, в отличие от учебной и богословской литературы, лишь изредка указываем ссылки на книги, главы и стихи Священного Писания. Однако все принципиальные элементы христианской веры и церковной практики имеют надежную евангельскую и библейскую основу».

Книга иеромонаха Макария (Маркиша) «Богослужение» состоит из двух основных частей и одной дополнительной. Первая часть, которая называется «Коротко о многом: войду в Твой дом», – обзорная, в ней автор обстоятельно рассказывает о богослужении в целом. Объясняет суть богослужения как встречное движение ко Господу, рассказывает, зачем в Церкви соблюдаются традиции и почему необходимо молиться именно в храме, а не только у себя дома, что дает человеку молитва, обращенная к Богу.

Отец Макарий поясняет многие церковные символы и раскрывает значение непривычных для слуха современного человека церковных слов и понятий.

Немало места иеромонах Макарий уделил Святым Таинствам и церковному Уставу. Впрочем, я не стану пересказывать всю книгу. Могу только сказать, что каждая страница может стать для кого-то открытием, которое вдумчивый читатель должен сделать сам.

Вторая часть книги носит название «Подробно о немногом: богослужение воскресного дня». В ней автор шаг за шагом знакомит читателя «с той частью церковной жизни, с которой большинство из нас соприкасается чаще всего – с воскресным богослужением». Любой прихожанин, взявший с собой на службу книгу иеромонаха Макария, не только сможет с ее помощью следить за ходом воскресной службы, но и по-настоящему стать активным участником богослужения. Даже те, кто давно трудится в храме, те, кто помогает в алтаре или поет в хоре, даже они смогут найти в этом пособии немало полезного.

И наконец третья часть книги «Доходчиво о разном: объясняем неясное», по словам автора, является дополнительной. Она содержит различный справочный материал, пояснения и замечания, которые требуются как начинающим прихожанам, так и весьма опытным. Это и знания, касающиеся Ветхого и Нового Заветов, и смысла Псалтири, и объяснения некоторых трудностей церковнославянского языка, которые озадачивают многих прихожан, и перевод некоторых кафизм, написание которых может не совсем верно пониматься верующими.

Думаю, мое весьма краткое описание книги иеромонаха Макария «Богослужение» убедит наших читателей, что эту книгу, впрочем, как и две другие замечательные книги, о которых я рассказал выше, необходимо приобрести для домашней библиотеки.

***

Книги можно приобрести в книжных магазинах Данилова ставропигиального мужского монастыря или заказать в монастырском интернет-магазине.

 

Петр Селинов


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить