Икона Божией Матери «Державная»

15 марта (по новому стилю) Церковь празднует память иконы Божией Матери, которая носит название «Державная». «Прихожанин» решил напомнить своим читателем некоторые моменты из истории этой святыни.

Икона Божией Матери «Державная»

…Порой я не устаю удивляться тому, как много знают некоторые прихожане. Помню, однажды в храме я случайно застал окончание одной бурной дискуссии. Три женщины после Литургии активно обсуждали ситуацию вокруг останков царской семьи. Спорили они горячо, увлеченно, каждая уверенно доказывала свою правоту.

И вот ближе к концу дискуссии одна из дам заметила, что следует помолиться перед иконой Божией Матери «Державная», чтобы Пресвятая Богородица указала, какие останки истинные, а какие – ложные. Правда, говорившая тут же добавила: «Только я не знаю, где находится сама икона. Не список с нее, а подлинная». Ее собеседницы, еще так недавно активно демонстрировавшие свою осведомленность относительно царских останков, тоже смутились и замолчали, давая понять, что и им неведомо местоположение иконы.

И тут вдруг высказалась одна пожилая служительница храма. До того момента она, не вмешиваясь в горячий диспут, лишь очищала подсвечники от огарков. А тут спокойно проинформировала споривших дам: «“Державная” находится в Коломенском, в храме Казанской иконы Божией Матери. Где была обретена, там она и хранится».

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
фото: photosight.ru

Служительница церкви, конечно, ошиблась, но лишь самую малость. Хранится икона в храме Казанской иконы Божией Матери, но обретена она была в церкви Вознесения Господня, которая, впрочем, тоже располагается в Коломенском.

Наличием сведений об обретении иконы Божией Матери «Державная» мы обязаны донесению, которое представил Святейшему Синоду митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин).

А дело было так.

В феврале 1917 года, когда по всей России закружились революционные вихри, крестьянке Евдокии Адриановой, проживавшей в слободе Перерва, что в деревне Починок Бронницкого уезда, было видение. Да не одно, а целых два: одно – в чистый Понедельник 13 февраля, второе – через 2 недели, 26 февраля.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском
фото: vladimirdar.livejournal.com

В первом видении крестьянка услышала голос, который явственно произнес: «Есть в Коломенском большая черная икона; ее нужно сделать красной и пусть молятся». Во втором видении Евдокия увидела необыкновенно красивую «белую церковь, в которой происходит спор со старообрядцами, и среди храма она видит торжественно восседающую Женщину, хотя лик Ее был невидим; по сторонам присутствовали два иеромонаха, и когда один из них объявил, что сейчас начнется спор со старообрядцами, то на приглашение выйти, так как соберется толпа и будет душно, Женщина согласилась и величественно пошла» (цитата из донесения Св. Cиноду митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина) – Ред.). Причем, как увидела в своем видении Евдокия, выходила эта величественная Женщина не из парадного входа храма, а из какого-то подвала.

После второго видения Евдокия Адрианова собралась и отправилась в Коломенское. Прибыв туда вечером 2 марта, она увидела ту самую белую церковь, которая открылась ей в видении. Евдокия пришла в дом священника отца Николая Лихачева, рассказала ему о своих видениях и спросила, что делать. Тот как раз собирался служить вечернюю службу и пригласил крестьянку пойти вместе с ним в храм. После службы он показал Евдокии все иконы, находившиеся в храме, но крестьянка ни в одной не признала того святого образа, который видела во сне. И тогда священник попросил сторожа и еще одного прихожанина, который задержался после службы, принести и другие иконы, которые находились в подвале.

Одна из принесенных икон была настолько запыленной и закопченной, что невозможно было разглядеть на ней лик. Когда икону отчистили от пыли и грязи, Евдокия Адрианова сразу же признала в ней ту, что явилась ей в видении и привела ее в Коломенское.

Вот как в донесении, составленном митрополитом Тихоном (Белавиным), описывается этот образ: «Богоматерь, сидящая на Престоле, с короной на главе, со скипетром в одной руке и с державою в другой, на коленях Божией Матери Благословляющий Спаситель, без короны, сверху изображен Бог Саваоф. Высота иконы 2 аршина (примерно, 1,5 метра – Ред.), ширина с полями 2 аршина; икона имеет отчасти сходство с изображением иконы Киево-Печерския Божия Матери».

Подлинник иконы Божией Матери «Державная»,
обнаруженный 2 марта 1917 года)

В тот же самый день, 2 марта  1917 года, когда икона Божией Матери «Державная» была обнаружена в подвале церкви Вознесения Господня, царя Николая II принудили подписать отречение от престола. Последнего российского императора предали министры, офицеры и народ. Именно поэтому, по мнению многих православных богословов и отцов Церкви, символическое значение обретения иконы Божией Матери «Державная» заключается в том, что падение монархии, как и все последующие страшные события – Гражданская война, трагическая гибель последнего русского царя и царской семьи, тяжкое атеистическое семидесятилетнее большевистское правление, – стали наказанием русскому народу за грехи и, в частности, за нарушение соборной клятвы 1613 года, согласно которой на Руси было установлено правление династии Романовых.

Считается, что после крушения российской монархии Матерь Божия приняла на Себя защиту России и российского народа. Именно поэтому Пресвятая Богородица на иконе изображена с символами царской власти: короной на голове, скипетром и державой в руках.

В день обретения иконы Божией Матери «Державная» в Коломенском из земли забил источник. После своего обнаружения икона «Державная» стала очень почитаемой у православных. С нее делали многочисленные списки, которые отправляли в разные храмы России. Также был подготовлен специальный акафист Богородице «Державная», в составлении которого принимал участие Патриарх Тихон.

История иконы «Державная» до ее обнаружения в подвале церкви Вознесения Господня в Коломенском весьма туманна. Неизвестно, какой иконописец ее написал. Нет и точной даты ее создания – называют конец XVIII века. О том, как она попала в Коломенское, есть одно предположение. Считается, что до 1812 года икона Божией Матери «Державная» хранилась в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля (он находился слева от Спасской башни и был разрушен большевикам в 1929 году – Ред.). Когда войска Наполеона подходили к Москве, икону решили спрятать в церкви Вознесения Господня в Коломенском… И забыли о ней на 105 лет.

В годы атеистического правления икона хранилась в Историческом музее до того момента, когда в конце 1980-х годов благодаря усилиям митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима ее не передали в Издательский отдел Московского Патриархата, где она находилась в алтаре домового храма Преподобного Иосифа Волоцкого.

27 июля 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икону Божией Матери «Державная» торжественно перенесли в Коломенское, где поместили в действующую Казанскую церковь у правого клироса храма.

После объединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей икону в августе 2007 года провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии. Еще один интересный факт: с установки часовни в честь Иконы Божией Матери «Державная» в 1995 году началось восстановление в Москве Храма Христа Спасителя.

Считается, что перед иконой Божией Матери «Державная» верующие молятся о мире и спасении России, даровании исцеления телесных и душевных, покровительстве трона и государства.

*     *     *

Молитва Божией Матери пред иконой «Державная»

О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарим Тя; со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго, во веки веков. Аминь.

Петр Селинов

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить