Посвятившая свою жизнь Христу: вспоминаем преподобную Параскеву Сербскую

Эту святую любят и почитают в Румынии и Сербии, Болгарии и Молдове, Македонии и Хорватии... Ей посвящены храмы и монастыри во многих городах Восточной Европы. Она считается покровительницей ткачей и вышивальщиц и помогает девушкам найти суженого. Раз в году, в середине октября, сотни тысяч людей приезжают поклониться этой святой в румынский город Яссы, где в кафедральном соборе в серебряной раке покоятся ее мощи.

27 (14) октября Русская Православная Церковь вместе с другими Православными Церквами молитвенно почитает память преподобной Параскевы Сербской, которую в разных странах называют Параскевой Болгарской, Параскевой Балканской, Параскевой Пятницей, Параскевой Юной и Параскевой Новой...

*     *     *

…Правда, в России верующие нередко путаются и в образе одной святой, которую именуют Параскевой-Пятницей, объединяют и Параскеву Сербскую, и Параскеву Римскую (мученицу, жившую в I веке), и Параскеву Иконийскую (великомученицу, пострадавшую от гонений во времена императора Диоклетиана в III веке), и… даже дохристианскую языческую богиню Мокошу, которой на Руси посвящали пятничный день и оттого тоже называли Параскевой-Пятницей.

Наш сегодняшний рассказ – о преподобной Параскеве Сербской.

*     *     *

Но сначала я позволю себе маленькое отступление. Порой мне хочется спросить читателей нашего интернет-журнала, задумываются ли они о том, почему «Прихожанин» регулярно рассказывает им о жизни разных святых? «Потому что “Прихожанин” – православное издание, – скажут некоторые наши читатели. – И о чем же еще писать в православном издании?! Не о звездах же кино или политиках?!» «Согласен, – отвечу я. – А еще почему?» «Чтобы верующие, приходящие в храм помолиться, узнавали бы о жизни тех святых, кому они ставят свечки и к кому обращаются со своими молитвами», – скажут другие читатели. Это тоже правда… Но далеко не вся.

Нам хотелось бы, чтобы верующие, читая наши рассказы о святых подвижниках, живших сотни и тысячи лет до нас, их христианских подвигах, вере и аскетизме, могли бы хоть в малой степени привнести их отношение к Богу и в свою жизнь. А то ведь так бывает, что люди, называющие себя христианами, ведут себя зачастую далеко не по-христиански и, покидая храм после Литургии, как-то сразу забывают все свои обещания Господу. Каких только картин ни приходится наблюдать в воскресные дни возле храма! То какая-нибудь дамочка во время службы, расталкивая народ в храме, проталкивает своего ребенка первым ко Причастию, а потом, и сама причастившись Святых Таинств, садится в дорогую иномарку и срывается на полной скорости от церкви, гудком клаксона разгоняя с пути нищих и бредущих старушек. То две старушки, которые в храме стояли возле икон и благоговейно молились, выйдя за церковную ограду, начинают друг с другом ругаться, словно они не у храма, а на базаре. Или такой пример: частенько наблюдаю я одну и ту же компанию прихожан, которые регулярно после Литургии оседают в кафе соседнего супермаркета, заказывают себе гору пиццы и начинают рассказывать друг другу забавные байки, стремительно теряя благочестивое настроение, с которым они еще совсем недавно стояли в храме…

И совсем по другую сторону от этих как бы верующих оказываются святые, которые, отказавшись от комфорта или роскошной жизни, выбирали себе жизнь аскетичную, уходили в пустыню или монастырь и проводили свои дни в уединении и молитве, принося себя в дар Господу. Одной из таких подвижниц была и святая Параскева Сербская.

К сожалению, как это часто бывает, когда речь идет о святых, живших более тысячи лет назад, мы мало что знаем о ее жизни и ее житие может уместиться в нескольких абзацах.

*     *     *

Маленький городок Епиват (его еще называют Епибат, или Епибатос). Две тысячи лет назад это была земля Византии. А сегодня турецкая территория, и сам городок, который теперь носит название Селимпаса, это летний курорт с песчаными пляжами. Он находится на побережье Мраморного моря в 50 километрах от Стамбула, если ехать по автомагистрали D100.

Городок Селимпаса, который тысячи лет назад назывался Епиват

Здесь в начале XI века в семье богатых и знатных землепашцев родилась девочка, которую родные нарекли Параскевой. Родители ее были людьми благочестивыми и верующими, а потому и своих детей (у юной Параскевы был еще старший брат Евфимий, который позже стал епископом города Мадитоса) воспитали в христианской вере.

Однажды согласно Преданию десятилетняя Параскева во время Литургии в церкви отчетливо услышала слова Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Эти слова глубоко запали в душу девочке, в корне изменив всю ее дальнейшую жизнь. Параскева решила посвятить свою жизнь Христу. Начала она с того, что стала раздавать нищим и нуждающимся свою богатую одежду и драгоценности, чем вызвала сильное неудовольствие своих родителей. Позже Параскева поведала отцу с матерью о своем желании принять монашеский постриг, но, хотя ее родители были благочестивыми христианами, этому решению девушки они сильно воспротивились. Совсем другим видели они будущее для своей единственной и любимой дочери.

И тогда юная Параскева приняла решение уйти из дома. Под покровом ночи она бежала из Епивата и отправилась в Константинополь. Родители снарядили отряд и пустились на поиски бежавшей дочери. Именно поэтому юной Параскеве пришлось немало скитаться: убегая от ищущих ее, она перебиралась из города в город, из селения в селение. Из Константинополя она отправилась в Халкидон, где на долгие пять лет нашла покой и уединение в монастыре Пресвятой Богородицы в Гераклее Понтийской, тогдашней мегарской колонии на южном берегу Черного моря.

Почти всё свое время в монастыре Параскева проводила в уединении и молитвах. Несколько раз ей являлась Пресвятая Богородица. Во время одного из таких посещений Матерь Божия сказала Параскеве, что той надлежит посетить Иерусалим. Юная дева тут же собралась и отправилась в путь на Святую Землю.

Пожив некоторое время в Иерусалиме, Параскева удалилась в небольшой монастырь в Иорданской пустыне. Там она следовала примеру святой Марии Египетской: жила отшельнической жизнью, дни и ночи проводя в молитвах, питаясь лишь небольшим количеством злаков, да и то один раз в сутки после захода солнца.

Когда девушке исполнилось 25 лет, ей явился Ангел в образе юноши, который произнес: «Параскева, пришло время возвращаться в родные места. Скоро Господь призовет тебя к себе». С радостью восприняла эту весть отшельница и отправилась в обратный путь. На краткое время остановилась Параскева в Константинополе, а потом поселилась в деревушке Калликратия (в другом написании – Катикратия – Ред.) подле храма Святых апостолов.

По возвращении в родные места преподобная Параскева прожила еще два года и преставилась в возрасте 27 лет (кстати, именно по причине ее раннего ухода в ряде стран эту святую именуют Параскевой Юной). Похоронили святую не на общем кладбище, а в стороне от других могил, и место это вскоре затерялось.

Но, спустя годы, мощи Параскевы были обретены чудесным образом. Согласно преданию близ безымянной могилы святой похоронили какого-то старого моряка. И вот однажды некоему монаху, жившему в этом селении, было видение. Он увидел юную деву, которая привела его к своей могиле и, указав конкретное место, сказала: «Уберите этот зловонный труп от меня. Я вся наполнена солнечным светом и не могу выносить рядом с собой темноту и смрад». Монах рассказал о своем видении местным жителям. Те начали копать в указанном месте и нашли тело святой Параскевы. Оно было нетленным и от него исходило приятное благоухание.

Сначала мощи святой положили в том же самом храме Святых апостолов, где преподобная Параскева подвизалась последние два года своей жизни. Впоследствии ее мощам пришлось много «попутешествовать». В 1238 году из Калликратии их перенесли в болгарский город Велико-Тырново, столицу Второго Болгарского царства. После захвата Болгарии турками мощи вывезли в Валахию – историческую область, расположенную на юге современной Румынии между Карпатами и Дунаем, а позже, в 1393 году, переправили в Белград. Когда в 1521 году Белград пал под натиском войск Сулеймана I, священную реликвию по приказу султана отправили в Константинополь, где они находились более 100 лет.

В 1641 году турецкий султан преподнес мощи в дар правителю Молдавского княжества господарю Василию Лупу, и поначалу их поместили в монастыре Трех святителей в городе Яссы, столице Молдавского княжества (сегодня это территория современной Румынии – Ред.).

В наши дни мощи святой Параскевы Сербской находятся в кафедральном соборе города Яссы и каждый год в октябре сюда приезжают сотни тысяч паломников, чтобы молитвенно почтить день памяти преподобной Параскевы.

Кафедральный собор города Яссы, где покоятся мощи святой Параскевы Сербской
Мощи преподобной Параскевы Сербской


Петр Селинов


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить