Посвятившая свою жизнь Христу: вспоминаем преподобную Параскеву Сербскую

Эту святую любят и почитают в Румынии и Сербии, Болгарии и Молдове, Македонии и Хорватии... Ей посвящены храмы и монастыри во многих городах Восточной Европы. Она считается покровительницей ткачей и вышивальщиц и помогает девушкам найти суженого. Раз в году, в середине октября, сотни тысяч людей приезжают поклониться этой святой в румынский город Яссы, где в кафедральном соборе в серебряной раке покоятся ее мощи.

27 (14) октября Русская Православная Церковь вместе с другими Православными Церквами молитвенно почитает память преподобной Параскевы Сербской, которую в разных странах называют Параскевой Болгарской, Параскевой Балканской, Параскевой Пятницей, Параскевой Юной и Параскевой Новой...

*     *     *

…Правда, в России верующие нередко путаются и в образе одной святой, которую именуют Параскевой-Пятницей, объединяют и Параскеву Сербскую, и Параскеву Римскую (мученицу, жившую в I веке), и Параскеву Иконийскую (великомученицу, пострадавшую от гонений во времена императора Диоклетиана в III веке), и… даже дохристианскую языческую богиню Мокошу, которой на Руси посвящали пятничный день и оттого тоже называли Параскевой-Пятницей.

Наш сегодняшний рассказ – о преподобной Параскеве Сербской.

*     *     *

Но сначала я позволю себе маленькое отступление. Порой мне хочется спросить читателей нашего интернет-журнала, задумываются ли они о том, почему «Прихожанин» регулярно рассказывает им о жизни разных святых? «Потому что “Прихожанин” – православное издание, – скажут некоторые наши читатели. – И о чем же еще писать в православном издании?! Не о звездах же кино или политиках?!» «Согласен, – отвечу я. – А еще почему?» «Чтобы верующие, приходящие в храм помолиться, узнавали бы о жизни тех святых, кому они ставят свечки и к кому обращаются со своими молитвами», – скажут другие читатели. Это тоже правда… Но далеко не вся.

Нам хотелось бы, чтобы верующие, читая наши рассказы о святых подвижниках, живших сотни и тысячи лет до нас, их христианских подвигах, вере и аскетизме, могли бы хоть в малой степени привнести их отношение к Богу и в свою жизнь. А то ведь так бывает, что люди, называющие себя христианами, ведут себя зачастую далеко не по-христиански и, покидая храм после Литургии, как-то сразу забывают все свои обещания Господу. Каких только картин ни приходится наблюдать в воскресные дни возле храма! То какая-нибудь дамочка во время службы, расталкивая народ в храме, проталкивает своего ребенка первым ко Причастию, а потом, и сама причастившись Святых Таинств, садится в дорогую иномарку и срывается на полной скорости от церкви, гудком клаксона разгоняя с пути нищих и бредущих старушек. То две старушки, которые в храме стояли возле икон и благоговейно молились, выйдя за церковную ограду, начинают друг с другом ругаться, словно они не у храма, а на базаре. Или такой пример: частенько наблюдаю я одну и ту же компанию прихожан, которые регулярно после Литургии оседают в кафе соседнего супермаркета, заказывают себе гору пиццы и начинают рассказывать друг другу забавные байки, стремительно теряя благочестивое настроение, с которым они еще совсем недавно стояли в храме…

И совсем по другую сторону от этих как бы верующих оказываются святые, которые, отказавшись от комфорта или роскошной жизни, выбирали себе жизнь аскетичную, уходили в пустыню или монастырь и проводили свои дни в уединении и молитве, принося себя в дар Господу. Одной из таких подвижниц была и святая Параскева Сербская.

К сожалению, как это часто бывает, когда речь идет о святых, живших более тысячи лет назад, мы мало что знаем о ее жизни и ее житие может уместиться в нескольких абзацах.

*     *     *

Маленький городок Епиват (его еще называют Епибат, или Епибатос). Две тысячи лет назад это была земля Византии. А сегодня турецкая территория, и сам городок, который теперь носит название Селимпаса, это летний курорт с песчаными пляжами. Он находится на побережье Мраморного моря в 50 километрах от Стамбула, если ехать по автомагистрали D100.

Здесь в начале XI века в семье богатых и знатных землепашцев родилась девочка, которую родные нарекли Параскевой. Родители ее были людьми благочестивыми и верующими, а потому и своих детей (у юной Параскевы был еще старший брат Евфимий, который позже стал епископом города Мадитоса) воспитали в христианской вере.

Однажды согласно Преданию десятилетняя Параскева во время Литургии в церкви отчетливо услышала слова Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Эти слова глубоко запали в душу девочке, в корне изменив всю ее дальнейшую жизнь. Параскева решила посвятить свою жизнь Христу. Начала она с того, что стала раздавать нищим и нуждающимся свою богатую одежду и драгоценности, чем вызвала сильное неудовольствие своих родителей. Позже Параскева поведала отцу с матерью о своем желании принять монашеский постриг, но, хотя ее родители были благочестивыми христианами, этому решению девушки они сильно воспротивились. Совсем другим видели они будущее для своей единственной и любимой дочери.

И тогда юная Параскева приняла решение уйти из дома. Под покровом ночи она бежала из Епивата и отправилась в Константинополь. Родители снарядили отряд и пустились на поиски бежавшей дочери. Именно поэтому юной Параскеве пришлось немало скитаться: убегая от ищущих ее, она перебиралась из города в город, из селения в селение. Из Константинополя она отправилась в Халкидон, где на долгие пять лет нашла покой и уединение в монастыре Пресвятой Богородицы в Гераклее Понтийской, тогдашней мегарской колонии на южном берегу Черного моря.

Почти всё свое время в монастыре Параскева проводила в уединении и молитвах. Несколько раз ей являлась Пресвятая Богородица. Во время одного из таких посещений Матерь Божия сказала Параскеве, что той надлежит посетить Иерусалим. Юная дева тут же собралась и отправилась в путь на Святую Землю.

Пожив некоторое время в Иерусалиме, Параскева удалилась в небольшой монастырь в Иорданской пустыне. Там она следовала примеру святой Марии Египетской: жила отшельнической жизнью, дни и ночи проводя в молитвах, питаясь лишь небольшим количеством злаков, да и то один раз в сутки после захода солнца.

Когда девушке исполнилось 25 лет, ей явился Ангел в образе юноши, который произнес: «Параскева, пришло время возвращаться в родные места. Скоро Господь призовет тебя к себе». С радостью восприняла эту весть отшельница и отправилась в обратный путь. На краткое время остановилась Параскева в Константинополе, а потом поселилась в деревушке Калликратия (в другом написании – Катикратия – Ред.) подле храма Святых апостолов.

По возвращении в родные места преподобная Параскева прожила еще два года и преставилась в возрасте 27 лет (кстати, именно по причине ее раннего ухода в ряде стран эту святую именуют Параскевой Юной). Похоронили святую не на общем кладбище, а в стороне от других могил, и место это вскоре затерялось.

Но, спустя годы, мощи Параскевы были обретены чудесным образом. Согласно преданию близ безымянной могилы святой похоронили какого-то старого моряка. И вот однажды некоему монаху, жившему в этом селении, было видение. Он увидел юную деву, которая привела его к своей могиле и, указав конкретное место, сказала: «Уберите этот зловонный труп от меня. Я вся наполнена солнечным светом и не могу выносить рядом с собой темноту и смрад». Монах рассказал о своем видении местным жителям. Те начали копать в указанном месте и нашли тело святой Параскевы. Оно было нетленным и от него исходило приятное благоухание.

Сначала мощи святой положили в том же самом храме Святых апостолов, где преподобная Параскева подвизалась последние два года своей жизни. Впоследствии ее мощам пришлось много «попутешествовать». В 1238 году из Калликратии их перенесли в болгарский город Велико-Тырново, столицу Второго Болгарского царства. После захвата Болгарии турками мощи вывезли в Валахию – историческую область, расположенную на юге современной Румынии между Карпатами и Дунаем, а позже, в 1393 году, переправили в Белград. Когда в 1521 году Белград пал под натиском войск Сулеймана I, священную реликвию по приказу султана отправили в Константинополь, где они находились более 100 лет.

В 1641 году турецкий султан преподнес мощи в дар правителю Молдавского княжества господарю Василию Лупу, и поначалу их поместили в монастыре Трех святителей в городе Яссы, столице Молдавского княжества (сегодня это территория современной Румынии – Ред.).

В наши дни мощи святой Параскевы Сербской находятся в кафедральном соборе города Яссы и каждый год в октябре сюда приезжают сотни тысяч паломников, чтобы молитвенно почтить день памяти преподобной Параскевы.


Петр Селинов

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить