Людмила Чешская – мученица за веру

29 сентября тысячи православных Людмил в нашей стране отправляются в храм, чтобы поклониться и вознести молитву святой мученице Людмиле, княгине Чешской, память которой Русская Православная Церковь отмечает в этот день. Образ Людмилы Чешской в православной истории является не только символом защиты христианства от язычников – трагедию усугубляет тот факт, что в истории святой Людмилы борьба христианства с язычеством протекала в лоне ее семьи, когда в столкновение за веру оказались втянуты люди, связанные кровными семейными узами.

Икона святой мученицы Людмилы Чешской

Давайте перенесемся на тысячу с лишним лет назад. IXX века. Великая Моравия и земли западных славян. Языческие племена, жрецы и культы языческих богов, сложные для уха современного русского человека имена и названия: Пржемысловичи, Борживой, Спытигнев, Славибор, пшоване, стодоряне…

Именно здесь, на территории современной Чехии, где сегодня расположен городок Мельник, в те далекие века находилось поселение славянского племени пшоване. У одного из пшованских князей по имени Славибор на переломе восьмого столетия родилась дочь, которую он назвал Людмилой.

Точных данных о дате ее рождения у историков нет. Обычно называют год 860, прибавляя, что, возможно, она родилась на пару-тройку лет до этой даты. К сожалению, мы не знаем никаких подробностей о ее детстве и юности. Но важным для православной истории остается факт, что ее отец выдал Людмилу в очень юном возрасте (то ли в 11, то  ли в 12 лет) замуж за князя Борживоя, представителя первой чешской княжеской и королевской династии Пржемысловичей.

Возможно, мы никогда не узнали бы и не поминали бы Людмилу, если бы не одна знаменательная встреча, которая произошла, приблизительно, в 871 годе в городе Велеграде при дворе князя Святополка. Там Людмила и Борживой познакомились с епископом Мефодием Моравским, тем самым знаменитым равноапостольным святым Мефодием, византийским миссионером и христианским проповедником, который вместе со своим младшим братом Кириллом создал для славян азбуку (кириллицу), на основе которой сформировался церковнославянский язык, использующийся для совершения богослужений в православных храмах.

Святой Мефодий Моравский,
статуя в городе Тршебич
Крещение князя Борживоя и княгини Людмилы
епископом Мефодием.
Художник – Вацлав Марковский

Во время этой встречи епископ Мефодий не только рассказал Людмиле и Борживою учение Христа, но и крестил супругов в христианскую веру, открыв тем самым новую и, вероятно, главную страницу в истории Чехии. Ибо княгиня Людмила и князь Борживой стали первыми христианскими князьями Чехии. В течение семи лет они создавали из разрозненных племен единое чешское христианское государство, строили храмы и распространяли свет учения Христа среди чехов, что по тем временам делом было трудным и весьма опасным, поскольку языческие жрецы активно защищали своих идолов и капища, постоянно подстрекая племена к восстанию против Борживоя и Людмилы.

В браке Людмила родила Борживою трех дочерей и двух сыновей – Спытигнева и Вратислава. Князь Борживой I умер довольно молодым – где-то в возрасте 40 лет… После княжеский престол и чешские земли унаследовал его старший сын Спытигнев. Вместе со своей матерью Людмилой он продолжал дело отца по объединению чешских земель и утверждению учения Христа.

После его смерти княжеский престол перешел к младшему брату Вратиславу, а когда спустя 6 лет умер и он, то чешским князем стал его тринадцатилетний сын Вацлав (Вячеслав), будущий патрон Чехии и самый почитаемый в Чехии святой.

Святой Вацлав

А вот дальше начинается та самая семейная трагедия, достойная пера Шекспира. Регентшей при несовершеннолетнем Вацлаве была поставлена его мать – Драгомира, а вот воспитательницей – его бабушка Людмила. Она воспитывала внука в духе христианства, в духе благочестия, добра, любви и милосердия. И это вызвало страшное неприятие со стороны Драгомиры, которая оставалась язычницей. Она не только воспитала младшего сына Болеслава в языческих традициях, но и постоянно пыталась убедить сына  Вацлава отказаться от христианской веры и возродить в чешских землях капища языческих идолов.

Княжна Драгомира, князь Вацлав и Людмила.
Художник – Йосеф Матхаусер

Когда же Драгомира поняла, что не в силах противостоять влиянию своей свекрови, она решилась на убийство. На тот момент княгиня Людмила решила пожить вдали от княжеских интриг Драгомиры и перебралась в крепость Тетин.

Тетинское городище. На этом месте находилась крепость Тетин

Туда и отправила язычница Драгомира двух воинов из своей свиты. В ночь с 15 на 16 сентября (по старому стилю) 921 года они проникли в крепость и задушили  княгиню Людмилу петлей в то время, когда она молилась в своей спальне.

Но усилия Людмилы не пропали втуне. Даже после страшного убийства любимой бабушки князь Вацлав очень ревностно вводил христианство в Чехии, продолжая дело своих предков. Он пользовался такой любовью своего народа, что после смерти был канонизирован Церковью и стал патроном Чехии.

Кстати, когда Вацлав стал совершеннолетним и официально вступил на княжеский престол, он не простил Драгомире убийства своей любимой бабушки и изгнал мать из страны… Правда, через какое-то время он всё же позволил Драгомире вернуться в Прагу, но она навсегда лишилась любого политического влияния. 

Тело святой Людмилы Чешской после ее трагической гибели было захоронено в крепости Тетина. У ее могилы вскоре стали совершались чудесные исцеления, и сотни людей шли на место ее упокоения с молитвами и просьбами к святой. Позже князь Вацлав приказал перенести мощи любимой бабушки из крепости Тетина в Прагу и поместить их в саркофаге в базилике Святого Георгия Победоносца на Пражском граде. Там они покоятся и по сей день. Правда, голова святой была отделена от тела, и сегодня она находится в реликварии собора Святого Вита в Праге – рядом с головой ее внука святого Вацлава.

Базилика Святого Георгия в Пражском Граде
Мощи святой Людмилы Чешской
в базилике Святого Георгия в Пражском Граде
Голова святой Людмилы Чешской
в реликварии собора Святого Вита в Праге

Кстати, трагедия Людмилы отразилась и на судьбе ее внука – он тоже пал за веру. 28 сентября 935 года (по другим данным – 936 года) его брат язычник Болеслав совершил братоубийство и захватил княжеский престол. 

…Недавно я слушал проповедь настоятеля храма Преподобного Иосифа Волоцкого протоиерея Романа Маркова. Он говорил об истинных защитниках веры, о тех, кто даже под страхом смерти не уступал и не уступит язычникам. «А что ждет тех, кто не готов умереть за веру?» – задал прихожанам вопрос отец Роман и сам же на него ответил так: «Вспомните Откровение Иоанна Златоуста. Он говорит, что боязливых и неверных ждет “участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая” (Отк. 21, 8). Заметьте, – сказал протоиерей Роман, – боязливых и неверных Иоанн Златоуст поставил даже впереди убийц, чародеев и идолослужителей. Потому что боязливые, то есть те, кто отказывается от своей веры, заслуживают самой худшей участи».

Эти слова отца Романа Маркова я вспомнил сейчас, когда думал о святой мученице Людмиле Чешской. Защищая истинную христианскую веру, она не побоялась пойти против язычников, которые окружали ее в родном доме. И приняла мученическую смерть… Но смерть ее была ненапрасна.

Петр Селинов

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить