Смоленская «Путеводительница»

Смоленская «Путеводительница»

В православной иконописи насчитывается минимум 155 иконописных типов образа Божией Матери, одни более известные, другие – чуть менее. Сегодня «Прихожанин» решил рассказать своим читателям об одном из самых любимых и почитаемых образов – Смоленской чудотворной иконе Божией Матери «Одигитрия», празднование которой Русская Православная Церковь установила 28 июля (10 августа).

Смоленская икона Божией Матери

Но прежде чем рассказывать о Смоленской «Одигитрии», необходимо дать некоторое отступление-пояснение и сказать несколько слов о другой иконе Божией Матери – «Влахернской». Дело в том, что во многих православных статьях часто ошибочно пишут, что чудотворная икона Божией Матери, называемая Смоленская, была написана апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Это не так.

Апостол Лука, действительно, написал икону Божией Матери при Ее жизни. И та икона долгое время хранилась в Антиохии, на родине евангелиста, а позже была перенесена в Иерусалим. Оттуда в 439 году эту икону императрица Евдокия вместе с другими христианскими реликвиями привезла в Константинополь.

Ее поместили в специально построенную для нее церковь Богородицы во Влахернах (северо-западный пригород Константинополя – Ред.) и с тех пор стали называть Влахернской. Чуть позже икону перевезли в главный женский монастырь Константинополя – Панагии Одигитрии, или Одигон, который был основан сестрой императора Феодосия II святой Пульхерией.

Название монастыря («Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница», «Указующая Путь» – Ред.) дало второе название знаменитой иконе, а впоследствии и целому иконописному типу образа Божией Матери. Согласно древнему преданию название «Одигитрия» монастырь получил из-за протекавшего поблизости целебного источника. По легенде, Пресвятая Богородица приводила к этому источнику слепых и страдающих глазными болезнями людей. Искупавшись в нем, слепые прозревали. Так возникло название монастыря – «Путеводительница».

…Написанная евангелистом Лукой Влахернская икона «Одигитрия» долгое время служила охранительницей Константинополя. Каждый раз, когда враги подступали к городу, священники вместе с жителями города, держа в руках чудотворную икону, поднимались на городские стены и совершали крестный ход, обходя с «Одигитрией» по периметру весь Константинополь.

Так продолжалось тысячу лет, до 1453 года, когда Константинополь после страшного штурма все же удалось захватить туркам-османам.

Влахернская икона Божией Матери из
Успенского собора Московского Кремля

Существуют две версии о дальнейшей судьбе той самой знаменитой Влахернской иконы Божией Матери. Согласной одной захватившие город турки разрубили икону на четыре части, чтобы завладеть золотым окладом и драгоценными камнями. Разрубленные части деревянной иконы с изображением лика Пресвятой Богородицы и Младенца Христа таинственным образом исчезли.

По другой версии, Влахернская икона почти две сотни лет была замурована в стене монастыря Пантократора, а в 1653 году была вывезена в Россию и преподнесена в дар царю Алексею Михайловичу. До октябрьского переворота 1917 года она хранилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Я неслучайно так подробно пересказал историю той знаменитой Влахернской иконы Божией Матери «Одигитрия», которую написал апостол евангелист Лука. Ведь именно с нее в свое время была написана и знаменитая Смоленская икона Божией матери, о которой теперь пойдет речь.

…На сегодняшний день неизвестно, когда, как и кем эта икона была принесена из Греции в Россию.

Год 1046 – дата, когда о ней появляется первое упоминание. На тот момент икона Божией Матери еще не получила своего сегодняшнего имени, но уже считалась родовой святыней русских князей и символом династической близости Константинополя и Руси. Известно, что этой иконой византийский император Константин IX Мономах благословил в дорогу свою дочь царевну Анну, которой предстояло стать женой русского князя Всеволода Ярославича. И очень возможно, что эта священная реликвия стала частью ее приданого.

Византийский император Константин IX Мономах
Русский князь Всеволод Ярославич

…Спустя полвека сын царицы Анны и князя Всеволода, внук императора Константина князь Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск.

Год 1101. В Смоленске специально для этой иконы построили храм Успения Пресвятой Богородицы. И с этого момента чудотворную икону Божией Матери начинают называть Смоленской.

Князь Владимир Мономах
Смоленский собор Успения Пресвятой Богородицы

Год 1239. Время тяжких испытаний для русских княжеств. Войско монгольского хана Батыя отправляется в западный поход и покоряет одно русское княжество за другим. В кровавых сражениях захвачены Рязань и Москва, Владимир и Суздаль, Ростов, Ярославль, Тверь… Трудно было малочисленным и разобщенным русским княжествам оказать сопротивление полумиллионной монгольской армии. Войска хана Батыя вторглись и в Смоленское княжество, но покорить Смоленск монгольским захватчикам так и не удалось.

Согласно летописным и церковным преданиям монгольское войско уже находилось на подступах к городу, до городских ворот оставалось каких-то 30 верст, когда пономарю Печерского монастыря было видение: пред ним предстала Пресвятая Богородица, повелевшая привести к ней некоего воина по имени Меркурий. Пономарь побежал за воином. Когда Меркурий вошел в Печерскую церковь, он увидел Матерь Божию, сидящую на золотом троне в окружении ангелов.

Воин упал перед ней на колени, но «подняла его с земли Пречистая Матерь Божия и сказала ему: “Чадо Меркурий, избранник мой! Посылаю тебя: иди скорее, сотвори мщение за кровь христианскую; пойди и победи злочестивого царя Батыя, все войско его!”» Богородица пообещала оказывать воину всяческую помощь и покровительство в сражении, но предупредила, что, к сожалению, и самому Меркурию в этом бою придется сложить голову.

Хан Батый
Святой мученик Меркурий Смоленский

Меркурий собрал жителей города и повел их в бой. «И, достигнув войск злочестивого царя, с помощью Божьей и Пречистой Богородицы, истребляя врагов, собирая плененных христиан и отпуская их в свой город, отважно скакал по полках, как орел в поднебесье летая…». Много врагов сумел он сокрушить. Сам погиб, но Смоленск был спасен, хан Батый отступил от стен города. Останки Меркурия были погребены в Смоленском соборе, а о его подвиге люди сложили легенду – «Слово о Меркурии Смоленском», из которого я привел данные цитаты.

XV век. Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» попадает в Москву. Почему так случилось, доподлинно неизвестно. Понятно, что жители Смоленска по своей воле не отдали бы самую драгоценную свою реликвию. То ли это было похищение, то ли выкуп за независимость города – кто знает. Историки называют разные причины.

Известно, что в 1395 году Смоленское княжество утратило свою независимость и попало под протекторат Литвы. Поэтому некоторые историки полагают, что Смоленская «Одигитрия» была просто похищена во время разграбления Смоленска неким литовским князем, который затем преподнес ее в дар московскому князю Василию II Темному. Но, возможно, то был дар не литовцев, а монгольских ханов, которые тоже хотели снискать расположение московского князя.

Князь Василий II Темный

Есть, впрочем, и другая версия: Смоленская икона Божией Матери стала приданым Софьи, дочери литовского князя Витовта, когда ее выдавали замуж за сына князя Димитрия Донского – московского князя Василия Дмитриевича. Так ли это или не так, но в любом случае чудотворная икона попадает в Москву и занимает место в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от Царских врат.

Правда, ненадолго…

Год 1456. В Москву прибывает посольство епископа Смоленского Мисаила, который просит князя Василия Темного вернуть городу чудотворную икону. Посоветовавшись с митрополитом Ионой, князь соглашается, но прежде чем расстаться с реликвией, приказывает сделать снять с нее точный список – «мера в меру».

При громадном стечении народа икону Божией Матери вынесли из Кремля, и москвичи провожали ее до Саввинского монастыря у въезда на Старую Смоленскую дорогу. А сделанная копия иконы находилась в Благовещенском соборе до 1525 года.

28 июля (10 августа) 1525 года список Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» был перенесен из Московского Кремля в недавно основанный Новодевичий монастырь (кстати, этот монастырь был сооружен в 1524 году по случаю возвращения Смоленска России от Литвы. И основан он был как раз на том самом месте, откуда москвичи в 1456 году провожали чудотворную икону обратно в Смоленск – Ред.).

С тех пор 28 июля (10 августа) православные отмечают праздник Смоленской иконы Божией матери «Одигитрия».

Год 1812. Во время войны с Наполеоном, когда французы подступали к Москве, епископ Смоленский и Дорогобужский Ириней (Фальковский) специально привозит Смоленскую «Одигитрию» в Москву, и ее вместе с чудотворными иконами Иверской и Владимирской Божией Матери проносят вокруг Белого города и Кремля. Позже, перед самым вступлением французов в Москву, Смоленскую икону Божией Матери вывезли сначала в Ярославль, а потом – в Смоленск.

Список чудотворной Смоленской иконы
Божией Матери в Смоленском соборе

…На протяжении тех столетий, что Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» находилась на территории Руси, с нее несколько раз делали точные списки, которые были столь же почитаемы, как и первообраз. Один список XV века и ныне хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля, другой, XVI века, – в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, еще один, тот, который находился в русской армии во время кровавого Бородинского сражения, сегодня располагается над захоронением Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Год 1941 – страшный и трагический год для России. Вскоре, после того как немецкие войска вошли в Смоленск, первообраз Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» таинственным образом исчез. Известно, что в ставку германского командования было отправлено шифрованное сообщение. В нем немецкие офицеры подтверждали, что в Смоленском соборе находится древняя икона Божией Матери и к ней на поклонение идут жители города… И всё! Больше никакой информации о судьбе иконы.

Если бы фашисты вывезли икону из Смоленска и отправили в Германию, то эту информацию педантичные немцы где-нибудь, несомненно, зафиксировали. Скорее всего, Смоленскую «Одигитрию» спрятали от врагов сами защитники города.

…В послевоенные годы место древней иконы-первообраза в Успенском соборе Смоленска занял сделанный с нее один в один список начала XVII века, который прежде находился в храме над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

И хотя первообраз Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» исчез, многие люди верят, что древняя икона просто ждет своего часа; она хранится в каком-то тайнике и, когда придет время, явит себя людям.

Петр Селинов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить