30 марта: день памяти святого равноапостольного Патрикия

Петр Селинов

9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение включить в месяцеслов имена 15 древних святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года. В этом списке есть и имя святого равноапостольного Патрикия, просветителя и Небесного покровителя Ирландии. Начиная с 2017 года, его память будет отмечаться 30 марта. «Прихожанин» решил рассказать своим читателям о некоторых моментах из жизни святого.

Икона святого Патрикия

Удивительный был это человек – святой равноапостольный Патрик, или Патрикий, как он сам себя называл на латинский манер. Его почитают православные, католики и протестанты по всему миру: от Ирландии до Нигерии, от Новой Зеландии до Бразилии и США. Во многих странах святому посвящено множество соборов и церквей (кстати, настоятелем одного из самых известных – собора Святого Патрика в Дублине – в свое время был писатель Джонатан Свифт). А в день его преставления – 17 марта  (по григорианскому календарю) – в разных городах мира проходят яркие праздничные шествия, участники которых в изумрудно-зеленых одеждах танцуют, поют и пьют пиво в ирландских пабах.

…Почти всё, что нам сегодня известно о жизни святого равноапостольного Патрикия, взято из двух его сочинений, написанных на латыни: «Исповеди» и «Послании к воинам короля Коротика». Написанные ярким, образным языком, эти труды проникнуты христианским духом (кстати, возможно поэтому святого Патрикия называют родоначальником ирландской литературы).

К сожалению, история не сохранила для нас точных дат рождения и преставления святого Патрикия. Известно лишь, что он родился, жил и умер в V веке от Рождества Христова. Неизвестно и место его рождения – предположительно, некое поселение под названием Банна Вента Берния в Римской Британии.

Будущий святой происходил из весьма знатной и состоятельной семьи. Его отец, представитель местной аристократии, совмещал сразу две должности: диакона и декуриона (влиятельного чиновника, члена городского совета – Ред.), а дед был священником. При этом по признанию самого святого Патрика в юношеские годы он был неверующим.

Жизнеописание святого Патрика чем-то напоминает приключенческий роман в духе Стивенсона: похищение, скитания на море и суше, голод, лишения, счастливое возвращение к родным… В возрасте 16 лет юношу из родного дома похищают морские разбойники. Они увозят его рабом в Ирландию, где Патрикию в течение шести лет предстоит пасти овец. Именно там и тогда он приходит к Богу. Вот как сам святой пишет об этом в своей «Исповеди»: «Мне поручили пасти овец, и каждый раз, будучи в поле, я посвящал все свое свободное время молитве – а молиться я мог весь день. <…> За день у меня получалось не менее сотни раз обратиться к Богу и немногим меньше этого – за ночь. И всё равно мне было, нахожусь ли я в лесу или на склоне гор, шел ли снег или дождь, жарко мне было или холодно – я не видел в этом никаких преград для молитвы».

И однажды Патрику было видение – во сне он услышал голос, который явственно произнес: «Правильно делаешь, что постишься, ибо скоро вернешься ты в родную сторону». А спустя какое-то время – новое видение и тот же голос сказал: «Пойди и взгляни – твой корабль ждет тебя».

Вообще видения имели особое значение в жизни святого Патрикия: он прислушивался к ним, они во многом определяли его действия… Патрик бежит из плена, преодолевает 200 миль, выходит к берегу моря и там, действительно, видит корабль, готовый к отплытию. Поначалу капитан не хочет брать на борт беглого раба, у которого к тому же нет денег. Но если человеку помогает Сам Господь, то любые преграды ему не страшны. И Патрик всё же попадает на корабль… После трех дней плавания путники высаживаются где-то в Галлии (современная Франция) и почти месяц практически без еды бредут по пустынной местности в поисках жизни.

Кстати, в дороге происходит весьма показательный случай. Патрик каждое утро начинает с молитвы ко Господу. Однажды капитан, глядя на то, как он молится, в шутку ему говорит: «Если ты так веришь в своего Бога, попроси Его дать нам хоть какую-нибудь пищу. А то мы скоро умрем с голода». Патрик обращается с этой молитвой к Господу, и в тот же день путники наталкиваются на стадо диких свиней, а чуть позже находят дупло с медом диких пчел.

Впереди их ждет еще немало приключений. Патрик вновь попадает в рабство, правда, всего на два месяца, но, спустя какое-то время наконец добирается до родного дома в Британии…

Впрочем, в родных пенатах безмятежной жизнью будущий святой наслаждается недолго. Еще в Ирландии решив посвятить себя служению Господу, он отправляется в Галлию, где в монастырях усиленно постигает христианские науки и становится служителем Церкви. Вскоре после обучения у святого Германа его посвящают в сан диакона. А еще через некоторое время Патрикий становится епископом.

В этом сане в 432 году святой Патрикий возвращается в Ирландию, где ему предстоит совершить свой главный миссионерский подвиг – привести к Богу жителей Изумрудного острова. Вот как он сам пишет об этом в своей «Исповеди»: «Бог – Кормчий моего корабля, и Его силой – не моей – я смог противостать всем соблазнам и отправиться в Ирландию на проповедь Евангелия».

Кстати, решение вернуться именно туда, где шесть долгих лет он был рабом, возникает у святого Патрикия неслучайно. Господь посылает ему новое видение, в котором он видит некоего человека по имени Викториций (кстати, ученые предполагают, что Викториций был вполне реальным историческим лицом и служил епископом на северо-востоке Римской империи). Этот Викториций приносит святому Патрику множество писем. Лишь только тот начинает их читать, как ему в глаза бросаются слова: «Голос ирландцев». Как сказано в «Исповеди» святого, «…читая эти слова, я будто снова услышал голоса знакомых мне людей. Я вспомнил их – они жили в Фоклютском лесу, что лежит возле Западного моря, где заходит солнце. Они как будто восклицали мне – все как один: “Святой брат, приди к нам и снова будь с нами”. Слова эти пронзили мне сердце, и я не мог более читать. Я знал: Бог желает, чтобы их мольбы были услышаны и души спасены».

Святой Патрик.
Мозаичный витраж
в храме Христос – Света от Света
г. Окленда

…Поразительно, как много – для одного человека – совершил святой Патрик: в своем миссионерском подвиге он крестил более 120 тысяч человек (!), основал на территории Ирландии 600 храмов, рукоположил сотни священников для руководства созданными им христианскими общинами. Он нес святую весть о Христе в каждый уголок Изумрудного острова, несколько раз пересек Ирландию вдоль и поперек, общался с королями и простыми людьми.

На долю святого выпало и немало невзгод и тягот. Не раз ему приходилось томиться в цепях в заключении. Порой он вступал в сражения с местными жрецами-друидами и каждый раз выходил победителем.

Многие из тех, кого епископ Патрикий крестил, приносили ему свои дары – деньги и драгоценности, – но всем дарителям он отвечал отказом, полагая, что любые подношения могут свернуть его с избранного пути: «…и когда мои братья во Христе (да и сестры тоже – как девы Христовы, так и просто достойные женщины) без конца что-то мне дарили, я не принимал подарков их. Из-за этого некоторые на меня обжались, но я избрал твердо держаться небесных сокровищ и не принимать земных даров. Я вовсе не хотел обидеть своих детей по вере – просто я хотел тем самым защитить себя и не давать повода ищущим повода (и верующим, и неверующим) обвинить меня в том, что я позорю звание христианского служителя и забочусь о собственном богатстве».

Интересна история послания святого Патрикия вождю бриттов. Однажды король Коротик  собрал своих воинов и пошел в поход на Ирландию. Он напал на ирландские поселения, многих убил, еще больше ирландцев, многие из которых уже были крещены Патрикием, увел в плен. И тогда святой Патрикий обратился с призывом к королю Коротику. Он призывал короля покаяться и отпустить пленных. Увы, Коротик на послание святого ответил отказом – и через несколько месяцев сошел с ума и умер.

Существует предание о том, что святой Патрик изгнал из Ирландии всех змей – за то, что они пытались его укусить, когда в течение 40 дней он постился и молился на вершине горы Тара. Согласно преданию святой собрал змей в одном месте на берегу Атлантического океана и приказал им покинуть Изумрудный остров. И те бросились в воду… Змей и впрямь в Ирландии нет. Но история изгнания змей святым Патрикием вызывает сильные сомнения у ученых-натуралистов, которые утверждают, что уже после ледникового периода змеи и так не водились на острове.

Святой Патрик изгоняет змей из Ирландии

Есть также предание, которое повествует о том, как святой Патрикий использовал трехлистный клевер, чтобы рассказать ирландцам о триединстве Божественной Троицы. Именно поэтому трилистник сегодня считается официальным зарегистрированным символом Ирландии и его изображение можно повсеместно увидеть во время празднования дня святого Патрика.

На примере трилистника святой Патрик
рассказывал верующим о Святой Троице

Из его жития известна история, повествующая о посохе святого Патрика, который был сделан из крепкого ясеня. Отправляясь в путь, святой всегда брал посох с собой, а когда начинал миссионерскую проповедь, втыкал его перед собой в землю. По легенде, находясь в одном местечке (там сейчас расположен город Аспатрия), святой Патрикий так долго рассказывал жителям о Христе, что воткнутый в землю посох зацвел. Святой решил его не трогать, и из посоха выросло дерево.

В ирландских поэмах воспеваются разные случаи из жизни Небесного покровителя этой страны. О том, как святой Патрикий воевал с друидами; как разрушил золотого идола бога Крома, которому язычники приносили человеческие жертвы; как спрятал своих последователей в облаке, чтобы защитить их от армии язычников; как совершал великие чудеса: исцелял больных, возвращал зрение слепым и слух – глухим.    

В ирландских легендах, поэмах и преданиях наравне с трилистником и посохом особое место отводится еще одной реликвии – колоколу святого Патрика. Согласно преданию накануне своей смерти святой Патрикий 40 дней постился у подножия горы Крох, потом исповедался епископу Тассаху. После чего, поднявшись на вершину горы, святой со всей силой кинул вниз, в долину, свой колокол. И в то же мгновение обратился с молитвой ко Господу, прося лишь об одном – чтобы никогда в Ирландии не иссякла христианская вера. По преданию колокол святого Патрика подхватили Ангелы Божии. Они же в первую ночь после его смерти охраняли могилу святого, не подпуская к ней никого из смертных.

Колокол святого Патрика

В наши дни этот колокол хранится в Национальном музее Ирландии в Дублине. Кстати, сама гора, с которой святой кинул колокол, находится на западе Ирландии в графстве Мейо. Она носит названия Крох Патрик (гора Патрика), ее высота – 764 метра. В Ирландии существует традиция: в последний день июля тысячи жителей Изумрудного острова, читая молитвы, босиком поднимают на вершину Крох Патрика, чтобы почтить память своего Небесного покровителя.

Повторюсь: мы, к сожалению, не знаем ни точной даты смерти святого равноапостольного Патрикия, ни места его захоронения. Что весьма удивительно, если учесть, как любят и почитают своего святого в Ирландии. По одним данным его мощи находятся в Даунпатрике (это название переводится как «крепость Патрика») – небольшом городке на севере Ирландии в 30 км к югу от Белфаста. По другой информации святой якобы был похоронен в городе Арма на территории кафедрального собора, который святой Патрикий основал в 457 году. Ирландцы говорят, что город Арма святой Патрикий называл духовным центром Ирландии, он любил его собор и после смерти завещал тайно похоронить себя в его приделах. 

Могила святого Патрика в Даунпатрике
Кафедральный собор Святого Патрика в городе Арма

*                      *                      *

…Удивительный парадокс: наверное, память ни одного другого христианского святого не отмечают так зрелищно и широко, как память Небесного покровителя Ирландии святого Патрика. При том, что государственным этот праздник считается лишь в некоторых, не всем известных местах (в самой Ирландии, в Северной Ирландии, на острове Монтсеррат и в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор), но вот уже который год 17 марта (по григорианскому стилю) жители половины стран на планете (США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Южной Кореи, а с 1992 года и России) весело и шумно отмечают День святого Патрика.

В городах проходят яркие и многолюдные шествия и карнавалы. В пабах бесконечной рекой льется пиво. Многие участники праздника одеты в костюмы лепреконов (сказочных ирландских персонажей, волшебников, исполняющих желания – Ред.): полосатые гетры, зеленые сюртуки и цилиндры. Как по мановению волшебной палочки в этот день всё вокруг становится изумрудно-зеленого цвета: одежда, лица людей, очки, веера и даже пиво. В Чикаго даже реку в этот день подкрашивают в изумрудный цвет. Все поют, танцуют ирландские танцы – кейли и джигу, пьют пиво и веселятся, своею радостью отдавая дань памяти Небесному покровителю и просветителю, принесшему благую весть о Христе на Изумрудный остров – святому равноапостольному Патрику.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить