Прп. Марон Сирийский: святой, открывший новый аскетизм

27 февраля Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Марона, святого, великого подвижника, отшельника и аскета… «Прихожанин» напоминает своим читателям некоторые моменты из его жития.

К сожалению, о великом пустыннике преподобном Мароне Сирийском известно до обидного мало. Всё, что мы знаем о преподобном, стало известно благодаря святителю Феодориту Кирскому, знаменитому Антиохийскому епископу и богослову.

Феодорит Кирский

Считается, что блаженный Феодорит был самым образованным богословом V века. В епископии Кирской Феодорит приобрел славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Часть своего имущества он раздал нищим и нуждающимся, а остальную – употребил на украшение города Кира: построил мост, собор, создал форум… Все свои усилия епископ Феодорит Кирский устремлял на обращение еретиков, которых в Сирии в V веке было великое множество.

В 444 году блаженный Феодорит написал свой знаменитый труд «История боголюбцев, или Повествование о святых подвижниках».

Страница из книги «История боголюбцев»

В 30 главах этого агиографического сборника описаны жития 36 подвижников и подвижниц, живших в Сирии от начала IV века и до середины V века. Благодаря труду Феодорита Кирского мы сегодня хоть что-то знаем о многих великих сирийских подвижниках, отшельниках и аскетах. Информация из «Истории боголюбцев» была использована в древней Синаксари, позже преподобный Симеон Метафраст вписал ее в свой Минологий, а позднее жития святых древней Сирии вошли в Прологи и Четьи-Минеи. 

В трех главах своей «Истории боголюбцев» блаженный Феодорит Кирский описывает отдельные моменты из жития великого подвижника аскета Марона Пустынника. К сожалению, он не указывает ни точной даты, ни места его рождения – приблизительно, середина IV века, Сирия.

Как повествует блж. Феодорит Кирский, Марон вел жизнь отшельника. Желая провести всю жизнь в уединении и молитве к Богу, он поселился на правом берегу реки Оронт.

Река Оронт

К слову, про реку Оронт всегда ходили самые разные легенды. Река протекает по территории трех стран: Ливана, Сирии и современной Турции. В Турции ее называют «Река, текущая назад». И неслучайно. Когда Оронт течет вблизи современного города Антакья, он меняет направление течения с северного на западное. Из-за низкого уровня воды и сильных ветров возникает оптическая иллюзия: кажется, что река течет вспять.

По одной из легенд на берегу Оронта молодых девушек приносили в жертву дракону, который обитал в водах реки. Позже здесь были сооружены жертвенники языческим богам. Святой преподобный Марон на вершине горы нашел место языческого жертвенника. Он освятил его и сделал поклонением Богу.

Преподобный вел очень аскетичный образ жизни. Для себя он построил небольшой шалаш, покрытый шкурами животных, в котором  укрывался лишь во время особо сильного снегопада или дождя.

По словам Феодорита Кирского, за свою преданность в награду от Бога преподобный Марон получил великий дар исцеления. И, как писал блж. Феодорит Кирский, «Марон врачевал не только телесные болезни, но исцелял и души: одного он излечивал от любостяжания, другого – от гнева, третьему внушал целомудрие, четвертому преподавал уроки справедливости, в пятом обличал невоздержание, а шестого пробуждал от лености».

Очень скоро у отшельника появилось немало последователей. Все те аскеты и пустынники, о которых писал в своем труде «История боголюбцев, или Повествование о святых подвижниках» Феодорит Кирский, брали себе в пример именно Марона Пустынника.

Преподобного Марона глубоко уважал святитель Иоанн Златоуст. В 405 году он даже написал отшельнику письмо, в котором говорил о своей любви, уважении и просил молиться за него.

Марон-отшельник

Как учил своих последователей святой Марон, всё в этом мире напрямую связано с Богом, а Бог соединим с каждой вещью в физическом мире. При этом преподобный Марон не разделял мир физический и мир духовный – для него мир физический лишь сильнее доказывал духовную связь с Богом.

Вскоре там, где молился преподобный Марон, была сооружена небольшая церковь. При этом сам отшельник всё время проводил не в ней, а в молитвах под открытом небом: и в дождь, и в снег, и под горячими лучами солнца. По слову блаженного Феодорита, эта новая форма аскетизма захватила Сирию и Ливан, и у отшельника Марона появились тысячи последователей.

Сам же он почитал своим учителем  старца Зевина. И всем, кто обращался за помощью к Марону, великий пустынник советовал прежде сходить к старцу Зевину и попросить у того благословения.

Преподобный Марон так глубоко почитал Зевина, что даже просил своих учеников после его кончины поместить его тело в одном гробе со старцем Зевином, но его желание не было исполнено. Когда в 410 году после краткой болезни преподобный Марон отошел ко Господу, из-за его мощей чуть не разгорелось большое сражение. Жители разных селений жаждали обладать ими.  

Где сейчас находятся мощи, достоверно неизвестно. Согласно одним источникам мощи преподобного Марона находятся в сирийском городе Эр-Растан в провинции Хомса; по другим – в селении Барад к северу от города Алеппо. 

Для всех же верующих преподобный Марон остается в памяти как образ великого отшельника, подвижника и аскета, которого Бог за веру и преданность поддержал, укрепил и направил еще при его жизни.

Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить