Встречи под сводами Иерусалимского Храма

Петр Селинов

15 февраля православные отмечают один из двунадесятых праздников – Сретение Господне.

Моя бабушка была верующим человеком, хотя и не очень хорошо разбиралась в богословских вопросах. Я любил приезжать к ней в гости на Сретение. Если позволяло здоровье, бабушка утром ходила в храм, а потом на обед пекла блины – такие тоненькие, румяные и невероятно вкусные. Выпекая очередной блин, бабушка порой поясняла-приговаривала – не то мне, не то себе самой: «На Сретение зима с весной встречается», «На Сретение цыган шубу продает». Я слушал и мысленно представлял себе цыгана – почему-то в цветном кафтане и с кудрявой бородкой, который стоит в центре базарной площади и всем проходящим предлагает: «Продаю шубу! Шуба не нужна? Недорого прошу».

Вспоминаю свое далекое детство: как уплетаю бабушкины блины и мучаю ее вопросом: «А что такое Сретение?». «Это как бы встреча», – отвечает мне бабушка. «А почему так и не сказать – встреча?» –  не успокаиваюсь я. «Но это не просто встреча, – пытается  втолковать мне бабушка. – Это больше, чем просто встреча». Но, понимая, что ее слова звучат для внука как-то неубедительно, просто переводит разговор на другую тему: «Тебе блинков еще подложить?»…

«Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма…»

А это первые строки из замечательного стихотворения «Сретение» Иосифа Бродского.  В этот день Церковь вспоминает одно из очень важных событий, которое произошло более двух тысяч лет назад под сводами Иерусалимского храма. Знанием о нем мы обязаны апостолу Луке, описавшему его в Евангелии.

На сороковой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица вместе с Иосифом Обручником, взяв Младенца Христа, отправилась из Вифлеема в Иерусалим. Согласно закону Моисееву, родители приносили своих первенцев мужского пола в храм для посвящения Господу на 40-й день после рождения. С одной стороны, это было своего рода представление Господу первенца, продолжателя рода.  С другой, в этот день женщины приносили Богу две жертвы – благодарственную и очистительную. В знак благодарности в храм приносили годовалого ягненка и голубку – как очистительную жертву.

Пресвятая Богородица могла не приносить очистительной жертвы, поскольку Спаситель был рожден в результате непорочного зачатия, но она не захотела нарушать закон Моисеев. Правда, по бедности Мария и Иосиф не имели возможности принести в знак благодарности Господу ягненка и взяли с собой в храм двух птенцов голубиных.

И дальше начинается цепочка встреч, каждая из которых была значима по-своему.

Когда Пресвятая Богородица поднялась с Младенцем на руках по ступеням и вошла храм – это можно считать первой встречей Христа со Своей Церковью, пусть даже тогда Ему было только сорок дней. Это потом,  спустя 33 года, изгоняя продающих и покупающих  из того же Иерусалимского храма, Спаситель повторит слова пророка Исаии: «И говорил им: написано: “дом Мой домом молитвы наречется”» (Мф. 21, 13).

Вторая встреча – эта та, что чаще всего упоминается, когда говорится о празднике Сретения. Встреча Младенца Христа с древним старцем Симеоном. 

Кто он, этот человек и почему так важна была эта встреча? Симеон считался самым старым жителем Иерусалима и, возможно, во всей Иудейской земле. Предание говорит нам, что он прожил три человеческих жизни – почти 360 лет. И такое долголетие было дано ему не случайно.

Когда-то, еще за 250 лет до Рождества Христова Симеон входил в число тех 72 знаменитых ученых-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести с еврейского на греческий Священное Писание – ту его часть, которую сегодня мы называем Ветхим Заветом.

Симеону выпало переводить книгу пророка Исаии. Когда он дошел до фразы «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7; 14), то усомнился в написанном. Как может девственница родить сына? Решив, что в изначальном тексте допущена ошибка, Симеон собрался заменить «Дева» словом «Жена». И в то же мгновение перед ним предстал Ангел Господень, который остановил его руку и повелел переводить так, как указано в еврейском оригинале. Возможно, Симеон словом или движением выразил свое сомнение или несогласие, ибо Ангел предрек ему, что он не умрет до тех пор, пока сам не убедится в истинности пророчества Исаии и воочию не увидит Деву и Сына. Так и случилось.

Кстати, говоря о сомнениях Симеона, как тут не вспомнить другого сомневающегося – апостола Фому. Поразительно: ведь, как и Симеон, Фома безгранично верил в Бога… и все же сомневался: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20, 24-25). В обоих случаях – и с апостолом Фомой, и со старцем Симеоном – Бог дает возможность сомневающимся воочию убедиться в правоте сказанного Господом.

Именно поэтому в день, когда Пресвятая Богородица принесла Младенца Иисуса в храм, Святой Дух привел туда же и Симеона. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29-32), – этими словами старец Симеон встретил Христа Спасителя.

Его речь поразили и Марию, и Иосифа, равно как и последующее прорицание старца Симеона: «И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34). Когда Симеон увидел в младенце Господа, ему, вероятно, дано было прозрение о том, что принесет этот Богомладенец Иерусалиму и всему миру.

Предсказанное Ангелом пророчество, сбылось в точности: Симеон упокоился в  день великой встречи. Поэтому Церковь отмечает его память на следующий день после Сретения.

И, наконец, еще одна встреча. Вслед за старцем Симеоном приветствовать Матерь Божию с Младенцем подошла и женщина по имени Анна. Известно о ней немного, но, наверное, самое существенное: что она «пророчица», «дочь Фануилова» и что она – «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 36-37). Пророчицей в Иерусалиме ее называли не случайно, – люди верили ее предсказаниям.

Все эти встречи были наполнены особым смыслом. В Иерусалимском храме встретились Младенец и древний старик, человек и Бог, символ Свет Нового Завета с Заветом Ветхим. Эта встреча по сути стала рубежом, границей, началом новой веры и новой христианской цивилизации.

И не случайно Бог выбрал этих двух свидетелей – старца Симеона и Анну – самых преданных, самых достойных, кто заслужил право свидетельствовать о пришествии на землю Спасителя. И не только свидетельствовать, но и сообщить эту новость людям. Именно поэтому Анна, поклонившись Богоматери и Младенцу, вышла к людям, находившимся за стенами храма и «говорила о Нем всем, ожидавшем избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 38).

К сожалению, мы ничего не знаем о том, как восприняли жители Иерусалима новость о том, что в храм принесли Спасителя. А ведь это по сути было второе объявление (после событий в рождественскую ночь) о том, что Бог в образе Человека пришел на земле.

Возможно, люди и слышали, что говорила им пророчица Анна, и видели, как обрадовался и принял на руки Младенца Иисуса старец Симеон, но не поверили этим двум, самым главным свидетелям. Что поделаешь? Люди часто бывают слепы и глухи. Не зря же спустя 33 года практически о тех же людях Христос скажет словами пророка Исаии: «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем» (Мф. 13, 14-15).

Отмечая чудесный праздник Сретения и возвращаясь мыслями к событиям, случившимся две тысячи лет назад под сводами Иерусалимского храма, мы должны помнить, что встреча с Господом предстоит каждому из нас. Кто-то уже открыл для себя Бога, переступив порог храма, у кого-то это самое главное событие еще только впереди.

Конечно, славянское слово «сретение», столь непривычное уху современного человека,  переводится как «встреча». Но, думаю, все же права была моя бабушка, когда говорила, что Сретение Господне – это не просто и не только встреча, а нечто большее. Это возможность услышать голос Бога в своей душе.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить