О рае и Кресте

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Что есть Крест? В чем смысл страдания? Какова сила Креста в борьбе с грехом? И почему нельзя обрести рая без Креста? Эти главные, смыслополагающие вопросы для православного человека разбирает архиепископ Иоанн (Шаховской) в небольшом эссе, посвященном Раю и Кресту.

Крест есть не только страдание, но и возвышение над страданием. Одним страданием можно назвать крест разбойника, распятого по левую сторону Спасителя, роптавшего на свои муки и отвергнувшего исцеляющую силу Христовых страданий. Но для правого разбойника, кротко отдавшего себя силе и правде невинных страданий Христовых, крест стал началом рая... «Ныне же будешь со Мной в раю», – сказал Спаситель висевшему рядом с Ним правому разбойнику. Это значит, что после исхода из этой земной страдальческой жизни уверовавший разбойник начал выходить уже в самую минуту своего уверования. Это великая для него минута страданий стала началом его блаженства. Рай уже... коснулся его сердца.

Те, кто знают, что такое страдание за веру, за любовь, правду и чистоту, те понимают, что их рай на земле – в Кресте. Их страдание – не состояние, но путь к настоящей жизни, ее полноте, чистоте и блаженству. Страдание – не дом, где надо жить, но дорога к настоящему Дому, где вся полнота и радость жизни.

Выход есть«Свет будущей жизни»
О смерти и бессмертии
Название: «Свет будущей жизни»
О смерти и бессмертии
Автор: Сборник
Год издания: 2006
ISBN:  5-89101-167-0
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub     FB2     PDF

Эта книга о том, что такое смерть и как необходима нам память о ней; почему Господь не уничтожил смерти на земле и в чем смысл предсмертных страданий человека; об искушениях, которые ожидают нас в смертный час, и как не впасть в отчаяние, а сохранить твердость духа и доверие к Богу в этот решающий момент; о том, что поможет нам пережить смерть близких людей и как поминать наших дорогих усопших.

Нет этой полноты ни в чем на земле! Мир земной есть дорога, а не жилище. Человечество не найдет себе в этом мире рая – без Креста. То, о чем мечтают ложные материалистические учители человеческие, – невозможно. Человек никогда не построит себе радостного Дома в мире, где царствует грех, болезнь и смерть. Человек всегда будет бездомен в этом мире. И это благо. Страдание его кратко, а радость может быть вечной.

Крест есть сила Божия и власть, данная человеку на путях к Богу. Крест в этом мире есть, конечно, страдание, потому что он есть смерть для греха и смерть для смерти, а человек соединил себя с грехом. Отрываясь от греха, он страдает, но это есть страдание освобождения. Мать страдает, рождая жизнь, и человеческий дух страдает, рождая вечную жизнь...

Рай начинается уже в этом мире. Все ученики Господа всех времен и народов свидетельствуют, что Рай для человека, устремленного к небесной правде, начинается уже здесь, на земле. Земля, где принял страдание Сын Человеческий, есть место наших страданий, потому что причина страдания – грех. Крест же есть горькое лекарство от страданий. Крест есть спасение от греха; искупление вызванных грехом страданий. На непросветленное страдание человеческое накладывается святое страдание Христово.

Кто горит страданием зла – нечистотой страсти, ревности, темного гнева, гордости, кто мучительно ищет себе суетной славы в мире или призрачного богатства, пусть примет очистительную силу страданий чистой любви, искания богатства духа, Божией милости и Божией славы. Крест есть начало рая, и страдание есть спасение от страданий.

Не напрасно говорят, что древо Креста Христова было поставлено на том самом месте, где росло райское древо жизни. Древо жизни, данное Творцом людям после падения, обратилось в Крест Божий и человеческий на земле. Оно не исчезло, это сладкое древо райское, древо беспредельного доверия Бога к человеку и великой радости человека в Боге, – оно только изменилось. И где бы мы ни поставили крест – мы всюду видим райское древо.

Крест не умерщвляет человеческих чувств, он их возвышает и очищает. В то время как грех истребляет человеческую красоту чувств, глубину мыслей и желаний, Крест приводит человеческие чувства к гармонии и расширяет до безмерности человеческое сердце.

Крест есть лестница, поставленная на земле к раю. Нижний ее край стоит на земле страданий – верхний покоится в тверди небесного блаженства. «Принять Крест» – это значит принять покорность Богу, исполнение заповедей Христовых, терпение святого устремления. Слово Господне говорит, что в горькие воды Мерры Моисей бросил кусок дерева, и вода сделалась сладкой, удобной для питья. Так в прогорклую, отравленную смертью жизнь поставлен Крест. Две части его означают: продольная – жизнь Бога в человеке; поперечная – жизнь человека в Боге.

Для всякого, кто с верой взирает на эту тайну, открывается начало жизни вечной со Христом и во Христе. Со Христом значит во всех внешних делах жизни с Ним: в посещении больных, заключенных, в помощи бедным, в поддержке одиноких и утешении огорченных... Во Христе – значит внутренним путем верности сердца Богу.


Данная статья взята из сборника «Свет будущей жизни (о смерти и бессмертии)», опубликованного в издательстве «Даниловский благовестник».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить