Поминовение усопших

Игумен Гермоген (Ананьев)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы поминаем наших близких усопших и исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти, но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе, что «из мертвых восстанием Твоим, Христе, не ктому смерть обладает умершими благочестно»[1], что Господь лишь к жизни другой преселяет Своих рабов. Ибо, по слову Христову, «Бог же несть мертвых, но жи­вых: вси бо тому живи суть»[2], – читаем мы в Евангелии от Луки.

И такими словами святой евангелист Лука четко вы­ражает мысль о том, что физическая смерть не прекра­щает личного бытия человека. Человек, будучи сотво­ренным по образу вечного Бога, является бессмертным, как мы читаем в Книге Премудрости: Бог не сотворил смерти[3], души усопших после смерти продолжают жить, и их жизнь связана с жизнью людей, живущих здесь, на земле. Еще в большей мере это относится к христианам. Каждый христианин, согласно учению апостола Павла, есть член Церкви, и все верующие составляют Церковь, которая есть тело Христово, а глава Церкви – Христос[4]. И таким образом связует всех верующих – и живых, и умерших – Господь наш Иисус Христос и Его вседейственная благодать.

Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не ус­певший превратить ее в хлеб, поскольку, несмотря на свое желание, не мог сего сделать или по лености, или по беспечности, или потому, что откладывал со дня на день и сверх чаяния настигнут кончиной, не будет за­быт Праведным Судией и Владыкой, но Господь по смер­ти его возбудит его родных, ближних и друзей, напра­вит мысли их, привлечет сердца и преклонит души их к оказанию пособия и помощи ему»[5]. Вера и любовь – вот те духовные узы, которые соединяют живых с умер­шими. Вера соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым. Вера соединяет человека с невидимым Богом, с невидимым Ангельским миром и с душами умерших его родных и близких.

Святитель Филарет, митрополит Московский, описывает загробное состояние тех умерших грешников, которым ходатайство живых доставляет особое облег­чение: «Всепроницательная премудрость Божия в Боже­ственном Писании не провозглашает довольно громко заповеди молиться за усопших, может быть, для того, чтобы в надежде на сие пособие не обленились живу­щие ранее телесной смерти со страхом свое спасение соделовать. Но когда и не возбраняет сего рода молитв, не то ли сие значит, что еще позволяет бросать, хотя не всегда, решительно надежную, но иногда и, может быть, часто благопомощную вервь отторгшимся от брега жизни временной, но не достигшим вечного приста­нища душам, которые между смертью телесной и по­следним всемирным Судом Христовым зыблются над бездной, то возвышаясь благодатью, то низводясь остан­ками поврежденной природы, то восторгаясь Боже­ственным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений?»[6]

Но, несмотря на наше незнание участи, какая пости­гает каждого усопшего, наши молитвы о них не тщет­ны. Церковь научает нас молиться за всех, скончавших­ся в Православной вере с покаянием, исключая явных нечестивцев, богоборцев, людей нераскаянных. Но те, кто, пусть даже ведя грешную жизнь, все-таки обраща­лись ко Господу, каялись, эти люди принадлежат Госпо­ду, и они достойны Божией милости, и им наши молит­вы нужны. А таких большинство из нас.

Наши молитвы о тех, которые находятся уже на небе в числе отверженных, если не полезны, то в любом слу­чае не будут вредны. Но наши молитвы о всех, благо­честно скончавшихся, только не успевших принести плодов достойного покаяния, потому не удостоивших­ся еще Царства Небесного, без всякого сомнения, необ­ходимы.

И, кроме того, молитвы за умерших полезны нам са­мим. По слову Псалмопевца, «молитва моя в недро мое возвратится»[7], – и в Послании апостола Иакова мы чи­таем: «Молитесь друг за друга»[8]. Святая Церковь чинами служб своих и молитвами настойчиво и постоянно зас­тавляет нас молиться о всех и, конечно, наипаче о тех людях, которых мы знаем, тех, которые нас окружают, о наших ближних.

Молитва о всех является долгом каждого православ­ного христианина, долгом в самом буквальном смысле этого слова, ибо о каждом из нас молятся, о каждом хри­стианине молятся. И таким образом, каждый из нас является должником всех: и живых, которые сейчас мо­лятся за него, и умерших, которые когда-то за него молились. И как должник обязан оплачивать свой долг, так и любой христианин обязан молиться о всех христианах, и живых, и усопших. Единственно только то, что, конечно, это определяется не отношением должника, а отношениями любви. То есть это не просто долг. Мо­литься и за живых, и за усопших есть потребность хри­стианина.

Богослужение является той сферой, где верующие вступают в теснейшее и таинственное соединение друг с другом, и с Церковью земной, и с Церковью Небесной и, таким образом, с душами праведников, душами святых и душами наших близких, которые пребывают в Цар­ствии Небесном или томятся, ожидая своей участи на Страшном Суде.

И поэтому, когда мы совершаем совместные молит­вы, молитвенное «мы» означает не только множест­венное число, но прежде всего духовное единство в мо­литвенном общении. И в молитвах Церковь стремится к поименному перечислению каждого христианина, каждого человека: и прославленных святых, и немощ­ных, и грешных, и живых, и усопших. И, получая проще­ние грехов, души усопших получают тем самым помощь от нас, и Господь улучшает их состояние, они могут так же молиться за нас, живущих на земле.

Таким образом, в Церкви Христовой непрерывно со­вершается чудесный круговорот молитвы, круговорот любви. Поминовение усопших играет особую роль. Молитва о наших близких становится более горячей, и мир невидимый становит­ся нам ближе.

Даниловское слово. Москва, 2009 год.

[1] Вечерня субботы мяспустной (Вселенская родительская суббота), стихира о усопших, глас 8-й.

[2] Лк. 20, 38.

[3] Прем. 1, 13.

[4] См.: Ефес. 1, 2223; 5, 23. Кол. 1, 18.

[5] См.: Св. Иоанн Дамаскин. Слово об усопших в вере//Христианское чтение. 1827.

[6] Из слова митрополита Московского Филарета «О молитве за умерших», произнесенном 25 сент. 1832 г. по освящ. храма Святого Духа на Даниловском кладбище.

[7] Пс. 34, 13.

[8] Иак. 5, 16.

 


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить